Объект 15: Чиняевская глиняная игрушка
Место бытования ОНН: Купинский район, д. Чиняиха
Организация: Новосибирский областной центр русского фольклора и этнографии
Номер: 15
Описание
С давних пор народная игрушка, неотделима от традиций воспитания, которые бережно сохранялись нашим народом. Наряду с хорошо известными и описанными искусствоведами промыслами, повсеместно делались и другие, порой не менее замечательные, самодельные игрушки, которым не было суждено стать знаменитыми. Они, как и многие предметы народного искусства, тихо ушли из обихода семьи во времена развития промышленного производства. С возвращением интереса общества к своим корням, стали возрождаться заслуживающие внимания традиции воспитания и создания предметов народного искусства.
Как эхо из глубины времен воспринимаются сегодня своеобразные глиняные фигурки Ковтун Екатерины Демьяновны с острова Чиняиха озера Чаны Купинского района Новосибирской области. Именно в такие игрушки она играла в детстве с подружками еще в первой половине прошлого века, а делала их, ее 90-летняя бабушка Акулина, рассказывая при этом легенды о чановских островах, которые слышала еще от своих предков. Тематика поделок и рассказов отражает быт рыбацких семей и мистические отношения с природой.
Сегодня открываются, казалось бы, навсегда утраченные или забытые страницы истории Северной Азии – Сибири. Купинский район находится на окраине Новосибирской области, которая является частью местности, называемой Кулунда. Освоение русскими людьми восточных земель происходило в основном через Барабу, отделенную от более южной Кулунды широко разливающимися в те времена Чанами. “Северная окраина кулундинского степного пояса долгое время оставалась неустойчивым пограничьем между русскими, джунгарскими (западно-монгольскими) и казахскими владениями, и поэтому до начала XVIII века являлась опасной для жизни глухоманью, “диким полем”, неконтролируемым по-настоящему русскими властями“. (В. Крестелев “На купинской земле “). Занимающее большую площадь озеро Чаны имеет многочисленные острова, которые в то время часто служили убежищем для не ладивших с законом беглых людей. В местных преданиях рассказывают о прятавшихся здесь разбойниках и их атамане, которого называли Марушкин. В начале XX века на некоторых островах были деревни, которые уже во второй половине века были ликвидированы, будучи признаны неперспективными.
Екатерина Демьяновна Ковтун в детстве жила в деревне на острове Чиняиха. В её воспоминаниях остались игрушки бабушки Акулины Ивановны Максимовой, которые она лепила из глины, а после высыхания обжигала в русской печи. Игрушки получались грубоватые, с прилипшим песком. После обжига оживляла их известью или потирала пеплом из печи. Екатерина Демьяновна вспоминала, что игрушки бабушки она воспринимала, как живые. Иногда темными вечерами она испытывала таинственный трепет, глядя на силуэты русалок и водяных. Днем же эти образы не пугали, но предостерегали от легкомысленного отношения к природе, как необычный педагогический прием, оберегающий детей, живущих на острове. Эти игрушки были очень похожи на крупных рыб с загнутыми хвостами, каких в озере было очень много, их можно было ловить на обыкновенный загнутый гвоздь вместо крючка.
Годы, проведенные на острове, оставили незабываемый след в душе Екатерины Демьяновны. Ей пришлось переехать в Киев к родственникам, где по окончании художественного училища долгое время работала в керамической мастерской. Там вышла замуж, воспитала сына и дочь, но всегда скучала по родному краю, поэтому и вернулась. Да не просто вернулась, а начала записывать легенды об островах, такие как Кобылий, Акуличкин, Колотов, Заячий и другие, перекладывала эти легенды на стихи, лепила игрушки из воспоминаний своего детства, изображала на картинах родную природу, ткала ковры.
Несколько последних лет с ней довелось творчески общаться нынешнему руководителю музея традиционной народной игрушки при МКОУ СОШ № 105 г. Купино. В музее хранятся оставшиеся работы Екатерины Демьяновны – игрушки, мелкая пластика, картины, ковер, тетрадь с легендами и… воспоминания о ней, как о творческом человеке, искренне любящей родную природу и заботящейся о сохранении опыта наших предков.
Из её рассказов, наблюдения за работой, сопровождаемой воспоминаниями, совместного посещения острова, стало возникать понимание (к сожалению, уже после её ухода из жизни), что эти глиняные фигурки не так просты, как может показаться на первый взгляд и что эти игрушки имеют свои особенности.
Тематика игрушек отражает, прежде всего, жизнь рыбацких семей - островитян. Все персонажи – люди, животные, мифологические образы имеют необычные выразительные глаза с высокими ресницами. Для всех фигурок характерно сокращение по вертикали в нижней части. Мифологические персонажи имеют выгнутое туловище с чешуей, часто со сложенными на животе ручками. Некоторые силуэты чиняевских игрушек перекликаются с подобными восточными игрушками. Фактура шероховатая, игрушка особо не заглаживается и лепка иногда может показаться небрежной, что не умаляет достоинств готового образа.
Основная форма игрушки вытягивалась из целого куска глины, предварительно промятой и немного смешанной с озерным песком. Немного удлинив его, раскатывая, намечались голова, шея, при необходимости - хвост. Затем формировались или примазывались дополнительные элементы – волосы, плавники, крылья и т. п. Тщательно ничего не заглаживалось, только выравнивалось похлопыванием пальцами и ладошками. Перед нанесением декора поверхность игрушки должна подсохнуть, затем наносились вмятины палочкой, ложкой, гвоздем, пуговицей, но чаще просто пальцами.
Угадываются проверенные временем приемы лепки, когда сохраняется все самое рациональное и удачное. Игрушки получались такими, что в них можно было играть, не опасаясь поломать. Ручки у всех персонажей были плотно прижаты к туловищу, плавники и волосы массивны. Глаза, как бы удивленные, - с традиционно высокими, вытянутыми из общей массы головы, ресницами.
Зимой высушенные игрушки обжигали в русской печи, обкладывая дровами, когда топили печь для хозяйских нужд. Летом закладывали их для обжига в самодельную печь на высоком берегу. Глина на Чиняихе красно-жгущаяся, и игрушки после обжига дровами получались с различными оттенками, от ярко-оранжевого до темно-коричневого и даже черного. Такой цвет удачно дополнял загадочные, мифологические образы, делая игрушку более естественной и близкой к природе. Иногда готовые фигурки немного «оживляли» белым цветом, используя для этого известь. Грубовато, не расписывая, а легкими движениями выделяя шероховатые выпуклые элементы. Более тщательно, но тоже легко – элементы украшений на женских фигурках, чешую у русалок и рыб. Бывало, что и совсем не красили, а ограничивались только тем, что потирали немного светлым пеплом здесь же в печи, выделяя ресницы, хвосты и выступающие элементы украшений. Позже, уже сама Екатерина Демьяновна стала иногда использовать акварельные краски.
Еще она рассказывала, как бабушка делала им кукол из соломы и одевала их в одежду из ткани. Ручки и голову делала из глины. Они обжигались вместе с глиняными игрушками и были с такими же высокими ресницами, затем прикреплялись к соломенному туловищу. Бывало, что головки с ручками из глины и не обжигались, только высыхали – так и играли.
Лысенко Т.С., г. Купино
Носители традиций
Екатерина Демьяновна Ковтун (1930 – 2001г.)
Собиратели
Лысенко Татьяна Стафеевна, г. Купино
Исследователи
Публикации
Лысенко Т.С. Чиняевская, или Купинская глиняная игрушка
(информационно-методические материалы)
http://www.sibculture.ru/magazine/2013-4/lisenko/index.php
Лысенко Татьяна - Чиняевская глиняная игрушка - YouTube
http://www.youtube.com/watch?v=s9tIE3vXvt0
Формы фиксации
Фото
01-02 - Ковтун Екатерина Демьяновна
03-09 - работы Ковтун Екатерины Демьяновны
10 - Лысенко Татьяна Стафеевна за работой
11 - «Русалка», работа Лысенко Т.С.
Организации, имеющие отношение к ОНН
Наименование: Традиционный музей глиняной игрушки
Тип ответственности: хранитель