Объект 19: Легенды села Вознесенки
Место бытования ОНН: Венгеровский район, с. Вознесенка
Организация: Новосибирский областной центр русского фольклора и этнографии
Номер: 19
Описание
Село Вознесенка особенное, с богатым историческим прошлым. Оно было заложено в 1753 году как ямщицкая станция. Недалеко от Вознесенки, в сторону Омска по старому Московскому тракту на половине расстояния между селами Камышево (Усть-Таркский район) и Вознесенка (Венгеровский район) находится часовня на "половинке". Предполагается, что построена она во второй половине 19-го века. По поводу с троитпельства на "половинке" колодца и часовни существует множество легенд. в 1970 году фольклоно-этнографическая экспдиция, возглавляемая профессором М.Н.Мельниковым, досконально изучала этот вопрос, проводились многочисленные беседы со старожилами села, делались попытки найти письменные подтверждения.
Большинство легенд строительство часовни связывают с чудесным явлением иконы. Согласно передаваемым из поколения в поколение сведениям, икона являлась людям трижды и всякий раз, когда ее ставили в Вознесенский храм, она возвращалась на источник.
"Я слыхал так. Хлеб сеяли там. И муж с женой убирали. И явилась икона в хлебе. Тут в церковь принесли. И она туда опять явилась. И в третий раз. И часовню построили для Прасковей-мученицы. Колодец выкопали там". - 1970, Ф.Н.Шапченко.
Вознесенцы в те далекие времена владели более чем 12-ю тысячами десятин земли. Земли были общественные. Каждый год, перед началом сенокосов, в поле на самом дальнем участке собирались главы крестьянских хозяйств делить покосы. Начиналась дележка от границ с Усть-Таркским районом от озера Кругленькое.
Первая версия легенды гласит, что трижды выходили вознесенцы делить покосы на одиннадцатый километр и трижды находили там икону.
По другой версии на берегу озера был вырыт небольшой колодец. На дележку покосов собралось большое количество людей, и в их присутствии в колодце была обнаружена икона "Святой Параскевы".
Согласно еще одной версии икона была обнаружена в озере:
"Там, где была часовня, там раньше рядом было озеро. И на этом озере жители заметили икону, которая прибилась к берегу. И это была как раз икона Параскевы Пятницы. Они и кону эту взяли, доставили в церковь Вознесения, поместили, всё. На следующий день оказалась каким-то образом точно там же, на этом озере. Они расценили это как знак, что ее там место. Почему они и создали часовню: сама икона подсказала им - там место это". - 2016, А.П.Гавенко.
Другие варианты легенды сообщают, что икона летала да плавала в озере и «далась в руки» не правоверным христианам, а пастуху-татарину. Но всякий раз эта икона Параскевы Пятницы (Парасекевы-мученицы), покровительницы торговли, что вполне отвечало потребностям большого торгового села и его толстосумов. Некготорые варианты легенды отмечают, что в селе было много купцов, поэтому дохода было мало. И купцы решили привлечь внимание к селу "явленной", чудесной иконой - бросая ее трижды в поле:
"Вознесенка была огромным селом. Много купцов было. Вот доходу не сталбо. И купцы сотворили дело.
Перед тем, как делить траву, бросили икону в поле. Съехались мужики: как и кона образовалась? Священник как будто не знает ничего. И стали молитвы служить. На следующий день опять находят икону там же. И на третий день опять нашли икону. Часовню построили. Народ басловил часовню. За нресколько сот километров приходили. Если народ пошел - доход купцам. Одни купцы не стали справляться, другие приехали. Ярмарки были огромные. А люди к часовне шли пешком, чтобы отдать почесть Богу". - 1970, К.Т.Суховеева.
К.В.Суховеев добавлял: «Умели купчики чудеса творить. Пошла слава – ну гребли денежки лопатами» (1970).
Во всех версиях легенды указывается, что икона была обнаружена при большом стечении народа. Ее относили в Вознесенскую церковь. На следующее утро икона чудесным образом опять возвращалась из церкви на прежнее место (в поле, колодец, на озеро). И "положили миром" построить на этом месте часовню, что и было сделано. Коложец, выкопанный в часовне, по поверьям имел целебную силу. Все события с иконой происходили в день девятой пятницы после Пасхи.
Явление иконы, строительство колодца оказало большое влияние на дальнейшее развитие села и вознесенских крестьян. Сразу же после объЯвления колодца святым, нашлись сотни верующих лююдей, которые желали излечиться. Со всей округи потянулись к колодцу паломники. Люди за сотни верст, обязательно пешком, шли к источнику, ложились на дорогу, чтобы через них пронесли чудотворную икону.
"Вот человек болеет. Человек облекает себя (т.е. дает обет и дти пешком до часовни, молится, и деньги давали). И помогало. Все говорили, что помогало. Из деревень приходили сюда. Несут икону, а люди под нее ложатся, чтобы над ним пронесли. Молились: "Господи! Дай, Господи, мне доброго здоровья! Не нрадо мне лошади - не присяду нигде, чтобы дожить мне до той Пятницы!" - 1970, Ф.Н.Шапченко
Чествование иконы Св. Параскевы и ходы к святому истонику - колодцу стали традицией. Прибывшие в Вознесенку устраивались "на квартиру", посещали Вознесенскую церковь, а потом совершали пеший ход к колодцу. Вознесенская церковь стала пополняться сборами и пожертвованиями, местные крестьяне расширили торговлю, развился "гостиничный бизнес". После посещения колодца паломникам надо было добираться домой, на чем и зарабатывали вознесенские ямщики. Особпенно велик был наплыв паломников в день девятой пятницы после Пасхи. В этот день в Вознесенке стали проводиться м ежволостные ярмарки 9с 1836 г.), куда приезжали купцы не только из Барнаула, Томска, Ирбита, но и из Красноярска, Иркутска, Минусинска, Благовещенска, Бухары, Киева, Москвы, что давало жителям дополнительную выгоду. Для упрощения обрядов рядом с колодцем впоследствии была построена часовня.
Согласно бытующей до наших дней легенде:
"Жил купец. У него была жена. Купец злоупотреблял, пил спиртные напитки. И однажды он не сдержался, побил жену свою. И так ее побил, что она не выкарабкалась из этого. И тоггда он понял, что он совершил грех, великий грех, и что теперь ему прощения не будет от Бога. И первая мысль, которая ему пришла - что надо как-то просить прощения у Бога, что-то сделать. И вот он решил в церковь, которая в Красноярске, достваить колоклос Урала в Красноярск, на церковь, на звонницу его воздвигнуть. Ну, он отправился в поездку. Едет он обратно, уже с колоколом, с ним люди - везли на лошадях они. И в том месте между Вознесенкой и Камышево напали на них разбойники. И вот здесь он еще раз взмолил Богу: он понял, что уже убили всех его сопровождающих, что он один остался - ему головы уже не сносить, его тоже убьют. Он упал на колени. начал Богу просить. И тут колокол, который он вез, зазвонил. Звон раздался. Нападающие испугалис. Им было непонятно, почему колокол зазвонил, что бы это значило. Значит, купца этого охраняет всевышний? И они его оставили, разбежались. И на том месте, это как раз и была Половинка (почему Половинка называется - потому, что между Вознесенкой и Камышево), он там и решил часовню поставить, где как раз произошло это чудо, что он остался жив. Колокол он, конечно, доставил куда надо было, в Красноярск, а здесь вот - часовню во и мя спасения своей души. И потом уже там родник забил, родничок. И потом, в дальнейшем , там был колодец". - 2016, А.П.Гавенко.
Один из вариантов легенды связан с именем Петра Первого:
«Когда Петр приказал перелить колокола в пушки, тто наши купцы повезли колокол с церкви. Когда были свезены все колокола, Петр сам проверял их на звон. Те колокола, что звенели хорошо, звонко, он отправлял назад. Звон вознесенского колокола Петру очень понравился. Он велел, чтобы увезли этот колокол обратно в церковь. А купцы ехали из дальних стран, у них было много товаров. А люди злые вымышлили здесь, узнали, что купцы едут с товаром и колокол везут в деревню, и на одиннадцатом километре напали на этих купцов, и на обоз ихний, и как только они стали убивать купцов, колокол зазвенел. Люди в деревне услышали этот звон и прибежали на него. Когда люди прибежали, то было поздно. Купцы были уже мертвые. Вознесенские люди похоронили их у родничка маленького и поставили в честь их часовню около их могил.
Раз колокол был святой (зазвенел сам), то и вода из этого родника стала считаться святой. Люди за двести - триста километров приходили к нему. Обязательно пешком. Приехать нельзя, только пешком. Раньше, говорят, из Киева приходили". - 1970, Е.К.Суховеева.
В 1930-е годы появилась новая легенда о церковном колоколе, связанная с раскулачиванием:
"При раскулачивании жители сышали звон колокола. Например, слышат три удара - значит, на завтра три семьи выселяют из села. Слышат, например, четыре или пять ударов - именно такое количество семей на следующий день раскулачивают и увозят, выселяют. Стали задумываться. Кто-то верил, что это сам Бог предупреждает. А кто-то говорил, что с другого берега один из жителей стреляет в колокол и предупреждает". - 2016, А.П. Гавенко.
После Гражданской войны колодец посещали только глубоко верующие жители один раз в год. Здание часовни было заброшено, имущество расхищено. В июле 1935 г. было принято решение о ее закрытии. Здание было разобрано, и из этого материала была построена школа.
Но тайные ходы по оброку, хотя и не в массовом варианте как раньше, продолжали сохраняться. Даже в 1970-1980-е годы, когда колодец был засыпан, часовня снесена, а это место запахано трактором, в каждую девятую пятницу после Пасхи, в день Святой параскевы на этом месте продолжали собираться и молиться пожилые люди, преимущественно женщины. В 2004 году колодец восстановили и поставили на его месте часовню. Люди до сих пор идут к нему с надеждой и верой на исцеление. Появляются новые легенды.
"Какое-то время было - колодца не стало. С лица земли его стерли по каким-то причинам: может, он ветхий был, другие времена пошли - когда церковь стали разрушать. Про колодец, честно говоря, забыли. И трава там росла, и сравнялся с землей. И мместыне жители вообще потеряли его, они только знают примерно, что где-то между Вознесенкой и Камышево там был источник. Ну, забыли и забыли, и вера другая, все наоборот. Прошло сколько-то лет - произошло второе чудо.
Там были сенокосные угодья. И тракторист на тракторе траву косил. Нарезал такую колею - сырая земля, колеса провалились слегка. Из этой канавки родник забил. И вот они хватились: когда-то же там был колодец, и был там родник! С помощью прихожан и их вложений в 2004 году воздвигли эту часовню". - 2016, А.П.Гавенко.
Ни чудесное явление иконы, ни колокола, которые по произволу господа сами звонят, - не ново для легенд. Но варианты, записанные в Вознесенке, показывают, какое отражение в легенде находила реальная жизнь сибирской деревни, жизнь Московского тракта.
Носители традиций
Шапченко Федор Назарович, 1880 г.р., родился в Вознесенке
Суховеева Клавдия Тимофеевна, 1921 г.р., родилась в с.Урез Венгеровского района. В Вознесенском с 1950 года.
Суховеев Константин Васильевич, 1916 г.р.
Мельникова (Суховеева) Елена Константиновна, 1956 г.р.
Гавенко Александр Павлович, 1960 г.р.
Собиратели
Экспедиции:
1970 - М.Н.Мельников и студенты Новосибирского государственного педагогического института
2016 - Н.В.Леонова (Новосибирская государственная консерватори им. М.И.ГЛинки), Л.В.Суровяк (Областной центр русского фольклора и этнографии)
Исследователи
М.Н.Мельников. К вопросу о бытовании быличек и легенд в наши дни. – Сибирский фольклор. Вып. 3 (НГПИ, научные труды, вып. 129) – Новосибирск, 1976. – сс. 39-40.
С.К.Суховеев. Вознесенка: События и люди (рукопись). - 2012.
Православные традиции в народной культуре восточных славян Сибири и массовые формы религиозного сознания XIX - XX вв. Под редакцией Е.Ф.Фурсовой / колл. монография. Новосибирск, 2006, изд-во Иниститута археологии и этнографии СО РАН. - 244 с.
Формы фиксации
Фото
001 - 1965 г., слева - Суховеев К.В.
002 - 1968 г., слева - Суховеева К.Т.
003 - 1971 г., Лена Суховеева
004, 005 - церковь в с. Вознесенка, 1970-е годы
006 - святой источник на Половинке
Аудио
01 - Легенда о колоколе и Петре Первом. Зап. Т.Ю.Мартыновой в 2016 г. в г. Новосибирске от Е.К.Мельниковой (Суховеевой).