Объект 06: Игры старообрядцев Васюганья
Место бытования ОНН: Северный район, села Бергуль, Платоновка Северного района, село Макаровка Кыштовского района
Организация: Новосибирский областной центр русского фольклора и этнографии
Номер: 06
Описание
Группа русских старообрядцев Васюганья (Северный, Кыштовский районы Новосибирской области) из-за недостатка земель мигрировала в Сибирь в 1903-1919 годах из губерний Российской империи, административно относящихся ныне к Белоруссии, Литве и Латвии. По утверждению информаторов «игры предки привезли из Белоруссии».
Большинство игр, в которые играли родившиеся в Сибири васюганские старообрядцы, носили активный характер.
Дети младшего возраста играли «в курьи» (аналог «жмурок», когда водящий ловит участников с завязанными глазами). «В курьи» можно было играть не только летом , но и зимой, в домашней обстановке, собираясь у кого-либо из одиноких односельчан. «Играли дома. Раньше же мебели не было – лавки одни. Бегай тут…» (А.Ф.Егоров, 1910 г.р., с. Бергуль Северного р-на). Поймавший кого-либо из участников должен был угадать его имя. Если не угадал - оставался еще раз голить, если угадал – передавал свои функции пойманному игроку.
Дома же можно было играть в "Мышку". Посередине горницы ставилась лавка длинной не менее полтора метра. Два игрока - «мышка» и «кошка» - садились по краям лавки верхом друг против друга и у них начинался разговор:
- Мышка, мышка, где ты была?
- Пану сено косила.
- Кого заробила?
- Масла ком.
- Где поставила?
- Под лавочкой.
- Чем накрыла?
- Халявочкой.
- Дай мне!
- Нос у говне.
- А я украду.
- А я заловлю.
- А я под мосток.
- А я за хвосток.
- А я под соломку.
- А я за головку!
Тогда "мышка" вскакивала и начинала убегать от "кошки".
Если ребят было много, можно было поиграть в «крыночки». Садились на корточки или на пол, образуя полукруг. Выбирали девочку «хозяйку» и «кота» и затевали ролевую сюжетную игру, где все как в жизни. Рано утром «хозяйка» доит корову, всё молоко выливает в «крыночки», а затем отходит в сторонку и спит. «Коток, серый хвосток» видит, что «хозяйка» спит, подходит к каждой «крыночке», выпивает молоко, и валит все «крыночки» на пол. «Хозяйка» просыпается, - а кот уже съел всё молоко, крыночки обярнул и убежал. Хозяйка спрашивает каждую: «Крыночка, крыночка, кто тебя обярнул?» А те ей отвечают: «Коток, серый хвосток». Разгневанная «хозяйка» поднимает все крыночки, ищет «кота» и приманивает его, а он сначала прячется, но всё же идёт к ней. «Хозяйка» стегает жгутом «кота», а тот бегает вокруг «крыночек».
Популярной среди васюганцев забавой была игра в «ци́рки». Потомок первой семьи переселенцев Тимофей Титович Гнутов. 1929 г.р., называл эту игру «берестяным лото»: «Из бересты вырезались небольшие фигурки (фишки) в виде восьмерок, треугольников и т.д. Каждая фишка означала определённое число. Играющий брал все фишки в руку и подбрасывал их вверх, затем отбивал тыльной стороной руки и дальше пытался их поймать. Каждый игрок старался поймать как можно больше фишек за один раз. После подсчета, у кого больше очков – тот и выиграл».
Детской забавой считалась игра «Охотник и утка». На стол укладывали скрученный из полотенца или любой другой тряпки валик. С одной стороны валика игрок-«охотник» держал свою раскрытую руку, с другой стороны игрок-«утка» ставил руку в кулаке. Поперёк валика укладывалась ложка, ручка которой помещалась со стороны «охотника». Игравшие смотрели друг другу в глаза. «Охотнику» нужно было схватить ложку и успеть ударить ею по кулаку игрока-«утки», пока тот не успел отдернуть руку. Затем игравшие менялись ролями (Т.Т.Гнутов, с. Северное).
Для игры в «камешки» готовили мелкие камешки или осколки битой посуды, обтачивая острые края кусочками кирпича. Один камешек подбрасывали, а другой надо было успеть поднять с земли и поймать подброшенный. Дети усложняли процесс ловли камушков по мере прохождения этапов. Так, на втором этапе игры надо было успеть поднять уже два камешка с земли и тогда поймать подброшенный, на третьем этапе – три, на четвертом – четыре поднять с земли и поймать летящий обломок. Из этих же камешков могли организовать и другую игру, когда их укладывали разными фигурами и выбивали каким-то одним. Выходцы из Виленской и Витебской губерний достигали в этих упражнениях большой ловкости.
Девушки и юноши играли в «разлучки». «Девушки и парни становились в ручеек. Голящий шел в ручеек, выбирал себе понравившегося игрока. Тот, кого он выбирал, убегал от него, а кто остался один, становился голящим. Обычно та пара, которая убегала, состояла из участников противоположного пола. Если они убежали и не вернулись в игру, значит, сложилась новая пара».(Т.Т.Гнутов, д. Бергуль).
Популярной среди молодежи была игра «в номера». В горнице по кругу сидели пары. Парни усаживали девок на колени. Один парень был лишний, а другой - водящий, который с ремешком ходил по кругу. Водящий тихо на ушко каждой девке говорил номер, а потом громко сообщал всем, сколько номеров получилось. «Лишний» парень выкрикивал один из номеров, и девка под этим номером должна бежать к нему, а водящий ремешком её подгоняет ниже спины.Оставшийся, без девки, парень быстро кричит номер, а если не успел крикнуть, то получает ремешком по спине.
В довоенные годы васюганцы играли в игру, которую называли «похораниваю я золото». Участники садились в один ряд и один говорил: «Похораниваю я золото, спохораниваю. Моё золото пропало, в чистом полюшке запало…» (А.Ф.Егоров). Все вытягивали перед собой руки лодочкой, а водящий так, чтобы никто не увидел «золото» (колечко, пуговка, заколка, камешек, даже обертка от конфеты), передавал кому-нибудь из игравших в ладошки. Водящий, не участвовавший в раздаче «золота», должен был угадать у кого «золото». Если не угадывал – все повторялось с начала. Если угадывал, то должен был «похоронить золото» с раздававшим игроком, т.е. спрятать его. После этого, угадавший раздавал «золото», а первый садился со всеми остальными. Раздававший «колечко» мог сказать: «Колечко, колечко, выйди на крылечко». Если человек успевал выскочить из общего ряда, в то время как остальные участники его ловили, то становился ведущим. Эта игра, считавшаяся святочной, плохо сохранилась, особенно в своей музыкальной составляющей: песню, под которую «раздавали золото» практически никто из информаторов не помнит.
Молодежь брачного возраста на святочных вечерках играла «в пытку». Девушки садились на полу в кружкок, чтобы слегка согнутые в коленях ноги были направлены к центру круга. В середину круга стелили покрывало (платок, одеяло, скатерть), чтобы ноги были полностью закрыты. На покрывало на корточках присаживался парень. Девушки под согнутыми коленями быстро передавали по кругу "жгут" (витая верёвочка, ремешок, поясок, плёточка), стучали руками по полу и громко приговаривали: «Пошла пытка по порядку, пошла пытка по порядку...». Парень старался угадать и выхватить «пытку». Если попытка не удавалась, то он получал хороший удар "жгутом" по спине от девушки. Если выхватывал "жгут" у девушки - то она целовала удачливого парня и он уступал место другому.
Носители традиций
Алимпий Федорович Егоров, 1910 г.р., с. Бергуль Северного р-на
Тимофей Титович Гнутов. 1929 г.р., с. Северное
Демчихина Евдокия Васильевна, 1930 г.р., с. Северное
Халява Александра Панфиловна, 1920 г.р., с. Северное
Арманчева Анна Васильевна, 1932 г.р., с. Северное
Грибовская Елена Васильевна, 1923 г.р., с. Северное
Якимова Анисья Васильевна, 1917 г.р., с. Северное
Григорьева Татьяна Васильевна, 1925 г.р., с. Северное
Собиратели
Фурсова Елена Федоровна - вед. науч. сотрудник Института археологии и этнографии СО РАН. доктор исторических наук, профессор
Кутафина Наталья Семеновна - руководитель семейного фольклорного театра «Радоница»
Асанов Вячеслав Владимирович - руководитель Ансамбля сибирской народной песни
Мартынова Татьяна Юрьевна – Областной центр русского фольклора и этнографии
Исследователи
Публикации
А.И. Голомянов, Е.Ф. Фурсова. Детские, подростковые и юношеские игры крестьян-переселенцев из Белоруссии: традиции и новации.- Традиционная культура белорусов во времени и в пространстве. – Минск: 2013., сс. 104-124, 493-509.
Фурсова Е.Ф. , Голомянов А.И., Фурсова М.В. Старообрядцы Васюганья: опыт исследования межкультурных взаимодействий конфессионально-этнографической группы // Новосибирск: Изд-во АГРОСИБИРЬ, 2003.
Евдокимов А.В. Народная игра. // Методическое пособие. – Новосибирск, самиздат.
Формы фиксации
Фото 1. Фигурка для игры в "цирки" (выполнена Рябчиковой Варварой Харитоновной, село Северное, экспедиция ОЦРФиЭ, 2013г.). Фото А.И.Мальцева.
Фото 2. Игра "Мышка, мышка, где была" (семейный фольклорный театр "Радоница". рук. Н.С.Кутафина. Фото А.В.Евдокимова.