Объект 16: Традиционные верования старожилов Убинского района
Место бытования ОНН: Убинский район, села Убинского района
Организация: Новосибирский областной центр русского фольклора и этнографии
Номер: 16
Описание
Определенное место в народном мировоззрении старожилов Убинского района занимали (и занимают до сих пор) представления о духах: домовом, дворовом, баннике, лешем.
Чаще всего упоминается домовой. Называют его по разному: кто «батюшка-домовой», кто «соседушка-домовой». Увидеть его можно после 12 часов ночи. Из опрошенных информантов все либо видели домового, либо чувствовали его присутствие. Считается, что домовой живет в доме, а дворовой во дворе бережет скотину. Иногда дворовой и домовой сливаются в один образ. Но все информанты уверены в их существовании.
Н.И. Комарова рассказывала, что родители у нее были верующие и особого внимания духам не придавали. Про себя Нина Ивановна говорила, что она верит в духов, даже сама видела домового. У нее очень сильно болела мама, и большую часть ночи приходилось сидеть у ее постели. «Смотрю, а маме стало лучше, и как- то ночью сидя с нею, вижу - заходит мой муж Комаров в одежде, которой ходил, неопрятный, голова какая-то большая, нечесаная, молчит. Вроде и он - и не он. Постоял и ушел. Я вышла на кухню - Петька сидит курит, причесан, опрятен. И до меня тогда дошло, что первый заходил домовой. А я ведь тогда и не знала, что нужно было спросить: «К худу или к добру?». Если он "дохнет холодом , скажет "К ху..." - к худу; теплом - к добру". Я рассказала свекрови. Она ответила: «У тебя будет горе». И правда, мама умерла. С тех пор я верю во все: есть все духи, живут рядом с нами и предупреждают нас, только мы не всегда слышим. Нужно уметь слушать. Вот и все. А когда рождается скотина, я захожу во двор и говорю: «Батюшка-домовой, батюшка-дворовой, берегите, храните, растите, кормите». Перекрестила клетку и пошла. В этот день я ничего из дому не даю, иначе вестись не будет. И главное надо верить в силу произносимых слов, иначе не поможет.
Когда на праздник накрываю стол, то обязательно что-то оставляю на ночь, на столе, для «хозяина-батюшки». Я чувствую, что он тоже сыт, - и мне хорошо, спокойно» (Н.И. Комарова, д. Пешково).
По словам Т.В.Пожоги из с. Убинское дворовой не любит ленивых хозяев. Он помогает, когда «люди трудятся и любят свою животинку».
От Г.Т. Есиповой из д. Черный мыс записано следующее. Когда построили новый дом, ее научили, как позвать домового с собой, из старого в новый дом. «Оставлять своего домового нельзя: придут новые хозяева со своим домовым в дом, а два домовых не уживутся в месте, и у них начнется вражда. И в семье тогда не будет мира и ладу. Когда освободили дом, все вымела, чтобы было чисто. И выходила из дому спиной со стаканом воды и кусочком хлеба, приговаривая: «Батюшка-хозяюшка домовой, пойдем с нами в новый дом, жить-поживать, век-вековать». Входила в новый дом с этим же стаканом воды и кусочком хлеба, только вперед себя запустила кота. «Вот, батюшка, пришли. Живи-поживай, дом охраняй!» Слава Богу - живем, детей вырастили, и батюшка дом наш караулит. У нас дом веселый, дети собираются, внуки и правнуки. А научила меня этому нехитрому обряду Прасковья Ивановна Шмакова, в народе ее все звали бабушка Парка. Она прожила долгую жизнь, многое знала и умела. Мы в то время ничего не знали. Это сейчас пишут все и обо всем. А, бывало, если какая бабка чему-то и научит, то мы молчали - никому не говорили, иначе в народе наживешь неприятности, будут звать «колдовка». Так вот и было. Верили, и в то, что если домовой любит человека или скотинку, то он будет заплетать им косы. Мама, бывало, проснется, станет расчесывать волосы (у нее косы были густые и длинные), а они запутаны. Она скажет: «Надо же - домовой запутал как!» А отстригать запутанные волосы было нельзя, накличешь беду».
Встречались информанты, которым, как они сами считают, посчастливилось видеть доброго домового, в образе будущего мужа (О.С.Слович, с. Александро-Невка). Так же она считает, что есть и злые домовые. В пустой дом ее бабушки боялись лазить дети и старались обойти стороной, так как в пустом доме происходили странные явления, которые информант связывает с действиями домового (шуршание в углу, скрип половиц). Долгое время этот дом был пуст. Потом в него вселились люди и странные явления закончились.
Домового могут увидеть как взрослые, так и дети. Г.Я. Кошубаро из с. Убинское считает, что домовые любят детей и оберегают их. Как-то раз она наблюдала, как внук играл: подошел к двери открыл, постоял, потом дверь закрыл и сел играть дальше. Она считает, что малые дети видят домового и общаются с ним. Также Галина Яковлевна говорит, что всегда чувствует присутствие домового, а кошки их видят. Ей не раз приходилось наблюдать, как кошка смотрит и следит глазами, а потом как прыгнет и начинает играть с домовым. Чаще всего домовой представляется в мужском образе. Повсеместно его величают "хозяином", поскольку основная его функция - приглядывать за домом и его обитателями.
На территории района не менее распространены представления о «банниках» - духах, которые живут в банях. Повсеместно баня считалась нечистым местом. Бани ставили подальше от дома, на задворках, в конце огорода в целях пожарной безопасности. Еще не так давно бани топились по-черному. Перед тем, как зайти в баню, полагалось снимать нательный крест.
Информант Г.Я. Кошубаро и сейчас, заходя в баню, снимает нательный крест, т.к., по ее словам, «смываемая грязь будет цепляться за крест». Считает, что "после 12 часов ночи в банях мыться нельзя». Со слов Галины Яковлевны: «Как-то раз зашла в баню после 12 ночи. Было очень беспокойно и жутко, как будто кто смотрел. С тех пор после 12 ночи не захожу в баню». Другой информант – Л.И.Лавриненко из с. Убинское рассказала нам, как ее мама еще в детстве им говорила, что после 12 в баню нельзя ходить.
Раньше в бане мылись семьями. Семьи были большими, и мыться в бане могли не больше трех «смен», так как банник мог рассердиться и четвертую «смену» запарить или уморить паром. Так же нельзя было строить бани вблизи дорог. Объясняли это тем, что банник будет мыться, и вода попадет на проходящего мимо человека. Человек начнет болеть и не будет «поправляться», т.е. выздоравливать. Поэтому бани строились в конце огородов, не только с пожаробезопасной точки зрения.
На территории района, большей частью занятой лесными массивами, не случайны упоминания о лесном духе - лешем, который "любит кружить людей по лесу, когда они заблудятся". Леший может быть в образе какой-либо зверушки. Н.И. Комарова из Пешково рассказывала как ее сестру леший водил в образе лисы.
Так же в верованиях старожилов был известен дух в виде черта. Он всегда старался навредить людям, для чего мог принять любой образ. Многие информанты сходились на том, что черт - это очень красивый молодой мужчина, но с хвостом. Чаще всего он появляется у людей, которые горевали по умершим родственникам. «Когда мы были детьми, нам бабушка рассказывала, как ее бабушка похоронила взрослого сына. А семьи большие были, детей было помногу. Вот она горевала, плакала и как-то из ночей легла спать на печь и детей положила с собой с обеих сторон. А в полночь как дверь распахнется! и сын преступил порог одной ногой, а другая в сенях, да как посмотрит - а детки-то по бокам спят: «Ну, говорит, что догадалась?» Как дверью стукнет и исчез. И стужа такая.
Другой случай похожий тоже был в деревне. Так там открылась дверь - он вошел да скинул с печи женщину. Так она жива осталась, но у нее начал расти горб. Но она долго прожила, до глубокой старости.
А другая бабушка похоронила дочь взрослую, горевала сильно. Ну и дочь начала к ней ходить, да так «доходилась» - как ее за руку дернула! Тут она и догадалась, кто ходил - так у нее эта рука начала сохнуть.
Много таких случаев было. С чертом шутить нельзя. Были старушки, которые лечили от тоски и от других напастей. В настоящее время таких старушек не сыщешь».
Прасковья Ивановна Шмакова из д. Черный Мыс, прожившая долгую жизнь - 92 года, всегда говорила: «Первой защитой от чертей - это крест и молитва. Читай « Живые помощи», «Отче наш», молись - и беда обойдет стороной». «На Крещение обязательно в доме ставьте угольком крестики над каждым окном, дверью, а также во всех сараюшках».
Собранные в Убинском районе материалы показывают, что верования части пожилых людей до настоящего времени сохраняют архаичные элементы, восходящие к дохристианским этапам истории славянских народов.
Шаянова Е.П., с. Убинское
Собиратели
Шаянова Елена Петровна, с. Убинское
Публикации
Шаянова Елена Петровна "Верования старожилов Убинского района (по экспедиционным материалам)"- сс. 74-78, в сб.: Мельниковские чтения: Материалы шестой межрегиональной научно-практической конференции. Новосибирск, 18-20 февраля 2013 г. /науч. редакция Н.В.Леоновой и Е.Ф.Фурсовой. – Новосибирск: изд-во НГОНБ, 2013, 171, [1] c.: ил.
Формы фиксации
Фото
01 - Есипова Галина Ивановна
02 - Кошубаро Галина Яковлевна
03 - Комарова Нина Ивановна
Организации, имеющие отношение к ОНН
Наименование: Частная коллекция Шаяновой Е.П., с. Убинское
Тип ответственности: хранитель