Объект 49: Протяжные песни села Платоновка
Место бытования ОНН: Северный район, село Платоновка Организация: Новосибирский областной центр русского фольклора и этнографии
Номер: 49
Описание
В репертуаре платоновских песенниц преобладают песни двух жанровых групп. С одной стороны, это динамичные песни, связанные с движением, танцем, пляской, игрой, а, с другой стороны, это разнообразные по содержанию, характеру, поэтическим и музыкальным особенностям песни, которые поются и по поводу – во время праздничного застолья, и без особого повода – сольно или небольшой компанией, для души.
Песен для этого душевного выражения в деревне было много: женские, мужские, включая рекрутские, военные и тюремные. В приводимом далее списке они обозначены явно не все. Удивительно, как органично сочетаются, сплетаются в этом богатом и ярком песенном «венке» песни разного происхождения: крестьянские, городские, песни советского времени.
Особое место среди них принадлежит песням «долгим», как нередко сами исполнители их определяют, или протяжным. Эти песни не связаны с определенными темами (любовные, семейно-бытовые, молодецкие, рекрутские песни), не ограничены историческими (крестьянские и городские) и жанровыми (собственно песня или городской романс, свадебная «Ох, и стой берёзушка» тоже распета по-протяжному) рамками. Главное в них, наличие особого эмоционального состояния: прощального, неопределенного, непротестного… Одной из ключевых для понимания смысла этого состояния является песня, известная также и в Бергуле, но особенно знаковая именно для платоновцев, покинувших свою малую родину.
Ой, скоро, скоро я уеду,
Ой, брошу Платоновку навсегда.
Я брошу Платоновку навсегда,
Ой, сюда я больше не приеду,
Ой, забудь-забудь, милай, меня.
Забудь-забудь, милай, меня.
Ой, забудь мой рост, мою походку,
Забудь весёлай разговор.
Ой, забудь весёлай разговор.
Пойдём, пойдём, моя милáя,
Ой, пойдём на Каинскай вокзал.
Пойдём на Каинскай вокзал.
Ой, там скоро-скоро поезд грянет,
Ой, звонок уныло прозвенит.
Звонок уныло прозвенит.
Ой, куда, куда он нас утянет,
Ой, куда нас поез(д) утащѝт…
По происхождению песня поздняя, но как органично в словесные строчки инкрустированы элементы крестьянской лирики: повторение последней строки строфы в начале следующей, удвоение слов (скоро-скоро, забудь-забудь…), усиление выразительности с помощью синонимии (брошу – не приеду, грянет – прозвенит, утянет - утащѝт), постоянных вставных междометий и растягивающих слова вставных гласных (навəсегəда).
А какие поэтические красоты открываются в песнях «рáнешных» (повторения строк и разбиение на строфы в данной записи опущены для того, чтобы все внимание направить на поэтику, изобилующую традиционными словесными формулами):
С винограду веточка, куда ты плывёшь?
Куда торопишься?
Беряжки моря крутые, ой,
Вихрем тебя занесёт.
Посреди синего морюшка, ой,
Волной тебя разобъёт.
Как пойду, красна дявчонка, ой,
Всё на крутый биряжок.
Посмотрю, красна дявчоночка, ой,
Где втонул милай дружок.
Ох, ты, доля, моя долюшка, ой,
Где ты, доля, делася?
Ай, ты, долюшка, сгорела, ой да,
Ай, ты утопилася?
Нящасная я, дявчоночка, ой на…
На свет зародиласяю
Как пойду, красна дявчоночка, ой,
Всё в дрямучий, тёмный лес.
В том, ой, лясу ня слышно, ой, то…
Только листюшки шумят.
Ничего в лясу ня видно, ой, то…
Только пташечки поют.
Ох, вы, пташки-канареечки, ой, вы,
Вы слятайтесь все сюда.
Вы расклюйте, растерзайте, ой, те…
Тело белыя моё.
Вы не клюйте, не терзайте, ой, ду…
Душу грешную мою.
Платоновская певческая традиция – одна из самых ярких на карте новосибирской области. Она сформировалась, как и положено для мáстерских традиций, в практике небольших по числу песенниц семейных или соседских ансамблей, к тому же состоящих из песенниц одной возрастной группы. Первая певческая группа, от которой участниками ансамбля Вячеслава Асанова были записаны песни в середине 1980-х годов, были 1917–1925 годов рождения. Позже, младшие их односельчанки, даже сёстры жаловались на то, что их в «ансамбль» не брали, поскольку они поют неправильно, недостаточно хорошо знают певческую традицию. Не только для молодых платоновских песенниц, но и для всех практических фольклористов, пытающихся научиться петь по-платоновски, особенно сложно освоить многоголосие, которое описывается то как трехголосие с «плавающими» голосами, перекрещивающимися по ходу развертывания строфы, то как дифференцированная гетерофония (сочетание относительно самостоятельных мелодических голосов, каким-то образом, вероятно, интуитивно-слуховым, координируемых во время пения) с «прошивающим» голосом, временно выходящим наверх из середины или нижнего уровня фактуры в определенных участках строфы (после композиционных унисонов). В результате каждый раз в процессе пения песня рождается заново, слегка отличаясь от предшествующих исполнений.
В 2002 и 2003 годах участники экспедиции Новосибирской консерватории ряд протяжных песен в многоголосных распевах записать уже не смогли. Возможно, таким образом проявилась практика возрастного ограничения основного ансамбля платоновских песенниц: более молодые исполнительницы не успели как следует освоить все местные протяжные песни. Некоторые из этих песен были записаны в сольном исполнении от «бабы Луни» – Лукерьи Васильевны Гнутовой, 1922 г.р., единственной в тот момент хранительницы «ранешного» репертуара. Её пение – как искусная вышивка по едва заметной канве.
Пячальныя маё серыца,
Аи, а-ай да, биза времечка ноет яно.
А-о-ой, да безо време…эчка ноит яно,
И-ай, таскуиты, мил, горюит, горюѝт,
И-а-ай, да знать, па пре…эжней па волюшки.
А-о-ой, да знать, па прежней и па волюшки,
И-о-ой, где ж ба мне ли разудаленькаму,
А-и-а-ай, да на…ажить прежнию волюшку.
Ай, да нажить прежнию волюшку,
И-ай-я, а еще ли разудаленькаму,
А-и-ай, да ра…ассизоя сизакрылия.
А-ой, да рассизоя сизакрылие,
Ай-ой-и-я, поднялся высóко, высокó,
И-ай, да полятел ба я далёко…
Именно в сольном распеве наиболее хорошо слышны диалектные особенности местной традиции, все детали колорирования, разукрашивания словесного текста, которые нередко сглаживаются в ансамблевом исполнении.
Платоновские песенницы дорожат своими песнями, хорошо отличают свои песни от «занесенных со стороны», даже если поют их уже не один десяток лет. Это и позволило песням дойти до нашего времени и составить драгоценную часть народно-песенной культуры региона.
Репертуар протяжных и иных лирических песен села Платоновка
(АТМ НГК: Северное, записи 2002–2003 годов)
Как Платоновка деревня
Ой, скоро, скоро я уеду
У Колод/тских у ворот
С винограду веточка, куда ты плывёшь?
Травушка моя, муравушка
Солнышко мое прекрасное
Ходила, гуляла девчоночка по саду
Вечерняя зорюшка закатилася
Вспомни, вздумай мой дружок
Катя, моя Катенька
Сохнет-вянет зеленая травка
Широка Москва
Мальчик-размальчишечка
Печальное мое сердце
Снежки белы лопушисты
Полыненка.
Час от часику времечко проходит
Уж вы, мысли мои, мысли.
Ох, ты, день, ты мой денечек.
Семнадцать лет как с-под неволи
Уж ты сад, ты мой сад
Что же ты, соловушка
Потеряла я свое колечко
Ай да, соберитеся, братцы, на беседушку
Вы послушайте, ребята (рекрутская)
Калина с малиненькой (Яшенька), рекрутская
Шел Ванюшенька дорожкой («на кержацкий напев»)
Разойдись тоска-печаль на время
Не садись, пташка, на ветку (поздняя, но приуроч. к свадьбе)
Не помню день свойво рождения
За лесом солнце воссияло
Минуты горечи настали
В саду ягода-малина (Ванька-ключник)
Об чем, Маша, загрустила
Ты, портная молодая.
Распрелестны у девчоночки взоры.
Сегодняшний день – воскресенье
Что за рекой Волгой
Не скучай, моя милая
Я поздно вечером гуляла
Я любила по полю ходити (Чудный месяц)
А где эти лунные ночи
По карманам ветры дуют (тюремная)
Звенит звонок на счет проверки (тюремная)
В двенадцать часов темной ночи (пели в школе)
Командир – герой отряда
Собралися казаченьки (про Сталина)
На возморье мы стояли
Заболит головушка (бергульская)
Шел Ванюшенька дорожкой («поляцкая»)
Ой, там на горе, ой, там на крутой (не местная песня)
Во Полтаве я родился (не местная песня)
Однажды морем я плыла (не местная песня)
Репертуар платоновцев описан в нескольких объектах нематериального культурного наследия электронного каталога Новосибирской области:
Святочные хороводы старообрядцев Васюганья (02);
Весенне-летние хороводы старообрядцев Васюганья (05);
Игры старообрядцев Васюганья (06);
Свадьба старообрядцев Васюганья (26);
Календарные обряды и песни старообрядцев Васюганья (31);
Песенницы села Платоновка (47).
Носители
Сестры Хмелевы (родители из села Залесье, ныне Глубоковский район Витебской области)
- Хмелева Христинья Васильевна. 1915 г.р.
- Якимова (Хмелева) Анисья Васильевна, 1917 г.р.
- Арманчева (Хмелева) Анна Васильевна, 1932 г.р.
- Грибковская (Хмелева) Елена Васильевна, 1923. г.р.
- Григорьева (Хмелева) Татьяна Васильевна, 1925 г.р.
- Демчихина (Хмелева) Евдокия Васильевна, 1935 г.р.
Сестры Халява (родители из села Залесье)
- Халява Александра Панфиловна, 1920 г.р.
- Халява Ульяна Панфиловна, 1918 г.р.
Сестры Атопкины (родители из села Ластовичи, ныне Глубоковский район Витебской области):
- Гнутова (Атопкина) Лукерья Васильевна, 1922 г.р.
- Атопкина Матрена Васильевна, 1918 г.р.
- Рябчикова (Атопкина) Варвара (Валентина) Харитоновна, 1938 г.р., племянница Гнутовой Л.В.
- Ходинская (Атопкина) Христина Петровна, 1947 г.р., двоюродная сестра Рябчиковой В.Х.
Собиратели
В.В. Асанов и др. (1984, 1987)
Т.Ю. Мартынова (Северное 1984–1985, 1992–1993, 2010–2013)
Т.Ю. Мартынова, А.В. Пашкина, В.И. Бодрова, И.А. Овчинников (1985)
Л.В. Барбутько (Суровяк), Н.Г. Рещекова, О. Финько (1986)
Л.В. Суровяк (1990-е годы - ежегодно)
В.В. Асанов, Л.В. Суровяк, И.А. Овчинников, Е.В. Попок (1994).
Н.С. Кутафина (1990-е годы)
Н.В. Леонова, Е.И. Жимулева, Н.А. Урсегова (2002)
Н.В. Леонова, Е.И. Жимулева, М.М. Андреева (2003)
и другие собиратели.
Публикации
Традиционный песенный фольклор Западной Сибири. Фольклорная группа села Северное Новосибирской области / Аннотация В. Асанова. – «Мелодия», 1987. С20 25205/06 001
Жимулева Е.И., Леонова Н.В., Урсегова Н.А. «Северные» записки // Сибирский музыкальный альманах, 2002. – Новосибирск, 2004. – С. 340–348.
Леонова Н.В. Песенные традиции села Платоновка // Песни, люди, традиции: Сб. статей и материалов, посвященных традиционной культуре Новосибирского Приобья. – Новосибирск, 2009. – С. 17–24.
Формы фиксации
Фото 1. Фольклорный абонемент в Доме офицеров: Песни села Платоновка
Фото 2. В.В. Асанов с платоновскими песенницами
Фото 3. Лукерья Васильевна Гнутова
Аудио 1. Печальное моё сердце
Аудио 2. Травушка-муравушка
Аудио 3. Ты не вейся, чёрыненький ворон
Аудио 4. Час от часику
Аудио 5. Широка Москва
Ссылка на видео:
https://vk.com/video20232333_456239350
Рассказ В. Асанова и песня «Как Платоновска деревня»
Организации, имеющие отношение к ОНН
Наименование: Новосибирский областной центр русского фольклора и этнографии
Тип ответственности: хранитель
Н.В. Леонова