Объект 47: Песенницы села Платоновка
Место бытования ОНН: Северный район, село Платоновка
Организация: Новосибирский областной центр русского фольклора и этнографии
Номер: 47
Описание
Платоновка – деревня, основанная в Васюганье старообрядцами-переселенцами из Белоруссии. Изначально их предки, не принявшие церковную реформу Никона, мигрировали из Псковско-Новгородских губерний «за границу» – в губернии Российской империи, относящиеся к Белоруссии, Литве, Латвии. А затем, в 1903–1907 годах, уже по столыпинской реформе – в Сибирь (и позже, вплоть до 1919 года). Причиной второй миграции послужили недостаток земель и жестокая эксплуатация. Ходоки выбирали в Сибири для поселения отдаленные труднодоступные места, ближе к болотистому Васюганью, подальше от «мирских» для того, чтобы сохранить свою веру и свои традиции.
Русские по происхождению, белорусские старообрядцы (в Новосибирской области их называют «васюганскими») сумели сохранить и донести до нашего времени старинные обряды, обычаи, песни и праздники. То, что называется традиционной культурой.
На новом месте старообрядцы построили четыре села – Бергуль, Платоновку, Макаровку и Морозовку. Платоновку поставили на противоположном от Бергуля берегу, в один ряд. Первые дома – под огромными раскидистыми елями. «В нас колодцев не было. За водой – на речку. Ягоды – за речку перяйдёшь – малина, черёмуха на берягу, смородина. И дрова близко, и покосы близко. И на другую сторону поедешь – там всякая ягода была, и рямы близко. Тольки было жить». Но в 1960-е пошла линия на укрупнение колхозов («тогда колхозы разогнали, и вот всё…»), центральную усадьбу перенесли в Бергуль, и жители Платоновки стали разъезжаться, с тоской вспоминая свою деревню: «все время вспоминаем, даже плачем по ей».
Песни в Платоновке очень любили, пели все – и стар, и мал (в отличие от Морозовки, где песен никогда не слыхали). «О! там гремела Платоновка! Сядут девки и женщины пожилые на берег – по речке, знаешь, как раздавалося! И в Бергуле слыхать. Даже как на поле в Бергуль едут, поют - у нас слыхать». «Собирались раньше, костры клали на берегу, картошку варили – хозяинов 5-6, которые поближе. И с песням. Вот как жили дружно раньше!» Долгим был путь к всероссийской известности платоновских песен, в отличие от родственного Бергуля, расположенного напротив. Как-то так случилось, что ни один из известных новосибирских фольклористов, регулярно выезжая в Бергуль в 1970–1980-е годы, не услышал про эти песни, не заглянул в Платоновку.
Трагическая судьба маленькой деревни могла стать и судьбой платоновских песен, если бы не счастливый случай.
Платоновка на фольклорной карте Новосибирской области появилась только благодаря неуемному любопытству участниц Ансамбля сибирской песни (руководитель – В. В. Асанов). В 1983 году мы слушали рассказы бергульских бабушек о том, что была когда-то рядом песенная деревня Платоновка, как само собой разумеющееся – была и была. Но только через год, в 1984-м, общаясь с Вастой Макаровной Смертевой, в очередной раз услышав про платоновских, задумались и спросили: «А платоновские – они где теперь?» – «Как где? Все в Северном». Она, а затем Молокова Дарья Амбросимовна перечислили нам все певческие платоновские фамилии, по семьям – Атопкины, Хмелевы, Халявы.
Приехав в Северное, мы задержались по техническим причинам – то ли не было самолета, то ли билетов, то ли не было погоды. Ходили, слонялись из угла в угол, а потом стали приставать к Асанову: «У нас же есть фамилии, пойдемте платоновских искать!»
Грибковская (Хмелева) Елена Васильевна: «Я была на работе в конторе, мыла пол, уже кончала мыть. Отворяется дверь, и заходят незнакомые люди – три девушки и два парня, так вроде. Ну, вот приходят и спрашивают: «Вы будете Елена Васильевна Грибковская?» Говорю: «Я». – «Ну, вот вы нам и нужны будете». А я говорю: «А на што я вам? А я не знаю – кто вы такие». А яна говорит: «А мы с Новосибирска. Вот были в Бергуле, там хорошо у нас ничего не получилось: хто помер, хто состарéл. Песни ездим записываем, хочем учить старинные. И вот нас послали к вам сюда». Стали зачитывать. Зачитали Якимову Анисью Васильевну, Анну, Григорьеву Татьяну – сестры мои, ну и меня зачитали. Потом Халяву Александру Панфиловну и Гнутову Лукерью Васильевну, и Матрену Атопкину. А я говорю: «А хто ето вас так послал?» Она говорит: «Ну, Дарья Молокова. Вы знаете Дарью Амбросимовну?» «Ну, знаю, она же бергульская. У нее еще эти племянницы – Лукерья да Матрена». «Ну вот, вы можете прийти часам к стольки у клуб, там мы с вами встретимся? Може, что попоем, може, что потанцуем». Я говорю: «Ну, к семи не приду, а к восьми приду». Прихожу – там все наши бабки. Так и стали мы петь песни… Оны говорят – вы не так поете, как в Бергулé, у вас сложнее получается».
Хмелева Евдокия Васильевна: «Я помню с работы пришла, смотрю – идут к нам парень и две девушки. А я кринки мыла там на веранде. Заходят: «Вы Хмелева?» – «Я Хмелева». – «Вы песни поете?» – «Нет, не пою. Сестры мои поют». «Ну, приходите в клуб». В клубе в самый первый раз – сидело человек 15. «Полный зал собрался. А бабки такой концерт закатали!..
Стали по квартирам ходить. Собирались. Песни пели…. Асанов сказал, что вызовет нас в Новосибирск на радио. А нам как-то чудно стало: ну что мы там, старые? Сначала свозили на радио записали, а потом на пластинку позвали нас, записали. Через полтора года вышла пластинка, так и нам стало радостно-весело, что мы поем… И в Ленинград нас свез, и в Тобольск нас свозили. Везде хорошо привечают, хорошо нас принимают, интересуются нашими песнями. А в Ленинграде когда были, так мы там узнали по нашим песням, что кто-то есть оттуда из Белоруссии. Как спели мы, со сцены сошли, так нас как обступили! И два корреспондента оттуда было с Белоруссии. «Вы откуда, вы откуда?» – стали расспрашивать. И кто наши родители. Откуда, где, какая местность, да всё, как попали сюда – мы часа полтора не могли от них оторваться, всё оны спрашивали у нас.
Откуда? Залесье, Полоцк – там ихня деревня… И помню, что мама все говорила, что ходили в Залесье на кирмаш».
Гнутова (Атопкина) Лукерья Васильевна: «А кто говорит, что по реки Кержи там жили. Этого я не могу точно сказать. Старообрядцы…»
Атопкина Матрена Васильевна: «Родители прибыли с деревни Ластовичи, жили они там. Дедушка жил, отец и мать, и брат отцов. Ну и приехали в 1908 году в Сибирь. В Белоруссии – область Витебская».
Платоновку с Бергулем и с Макаровкой роднит историческое прошлое. Близкое соседство и даже просто родственные связи, потому что замуж выходили только за своих. Были общими и песни. Но это никогда не мешало платоновцам отличаться от бергульцев и макаровцев. Прежде всего, исполнительской манерой и неповторимостью своих песен.
Репертуар у всех трех сел общий (свадебные, хороводные, крутухи, лирические), и в то же время отличается. Так, для репертуара Макаровки, расположенной рядом, через речку от старожильческого села Верх-Тарка, характерно большое количество поздних лирических, жестоких романсов.
В Бергуле удалось застать и записать более старшее поколение поющих носительниц, поэтому здесь так много постовых песен и более древние варианты волочебных.
Платоновка отличается от родственных сел:
– полным циклом святочных хороводов,
– огромным количеством крутух с очень длинными, хорошо сохранившимися текстами. Нередко исполнители, чтобы крутуха не кончалась, добавляли к ней другую по словам, но на тот же напев политекстовую. Объяснялось это просто: последней паре, на которой заканчивалась крутуха, доставались удары ремнем от ведущего.
– кроме крутух, в платоновском репертуаре, очень много «вокальной хореографии», потому что на все село был лишь один гармонист. Это плясовые песни «стенка на стенку» с обязательным элементом кружения пары (платоновский «Чижик», «Кланялася Катенька», «Под белою березою» и др.). И это несколько вариантов кадрили: «Сибирочка», Платоновская – обычная, «на две девки», «с подскоком», «сухорукая».
Большое значение для Платоновки имеют и лирические песни.
Пели в Платоновке все, но как показала первая запись 1984 года, все пели по-разному. И лучше получалось, когда пели семейными ансамблями, небольшими группами, а не все вместе. В 1985 году мы писали уже группу. Счастливая судьба сберегла этих людей и под старость лет не разбросала по белу свету.
Участники ансамбля – замечательные люди и вечные труженицы. Уже будучи на пенсии, им не сиделось на месте – все какая-то работа да забота. Но в свободную минуту, особенно по праздникам, любили они собраться вместе, чтобы попеть песни. Своеобразный «семейный» ансамбль, включавший представителей разных фамилий. Хоть и разных, но – семейный. Семейные ансамбли более слаженные, припетые по звучанию. Но в ярко-песенных селах выделяются и группы подружек, живущих рядом, близких по возрасту. Каждая такая группа поет немного иначе, чем более старшие или младшие. У каждой такой группы своя певческая манера, свой стиль, иногда и свои песни.
Платоновская группа самая молодая из васюганцев (1917–1925 годы рождения). Старшее поколение в ансамбле моложе бергульцев. Младших сестер в ансамбль не брали, считали, что поют они плохо, неправильно. Хмелева Евдокия Васильевна: «А Халява не хотела, чтобы мы ходили в фольклор. Тогда и Харитоновну не брали, и Риту не брали. Они одни пели, нас не брали». Анисья Васильевна Хмелева учила младшую сестру Евдокию: «Не пой за мной, пой своё, свой голос».
Поют платоновские певческие группы в более низком регистре, более насыщенным по тембру и плотным звуком, чем у высотного Бергуля. Для платоновского пения характерно трехголосие со свободно «плавающими» голосами, каждый из которых в процессе исполнения может быть поочередно то верхним, то средним, то нижним. При этом каждая из исполнительниц не просто слушает других участниц ансамбля, а чувствует, что подруга споет в следующий момент. Поэтому может в любую минуту «перехватить» голос или добавить вокальную линию. Каждый раз получается новая песня, хотя на слух – одна и та же: слышится смена вертикалей, а певческое действие развивается горизонтально.
Особая отличительная черта именно платоновских песен – запев, на фоне тянущегося унисона последней ноты предшествующего куплета. При этом обращает на себя внимание ритмическая свобода каждого запева. Непривычна для Сибири особенность распева платоновскими песенницами в пении слов текста с частыми огласовками – на-в-се-г-да, со сменой, акцентированным колорированием гласных звуков: не просто а-я, а более сложно – а-о-е или и-а-о-й, или еще как-то по-другому.
Платоновские песенницы бережно хранили свои песни и свои певческие традиции, как воспоминание о навсегда исчезнувшей малой Родине:
«…Теперь от нашей любимой Платоновки остались лишь воспоминания. Иногда мы выезжаем на берег Тары, чтобы поклониться тем, которые там похоронены, и вспомнить те трудные годы детства и юности, что прошли там, далеко от районного центра, в нашей любимой Платоновке».
Репертуар платоновцев описан в нескольких объектах нематериального культурного наследия электронного каталога Новосибирской области:
Святочные хороводы старообрядцев Васюганья (02);
Весенне-летние хороводы старообрядцев Васюганья (05);
Игры старообрядцев Васюганья (06);
Свадьба старообрядцев Васюганья (26);
Календарные обряды и песни старообрядцев Васюганья (31).
еще два объекта находятся на этапе подготовки.
Носители
Сестры Хмелевы (родители из села Залесье, ныне Глубоковский район Витебской области)
Хмелева Христинья Васильевна. 1915 г.р.
Якимова (Хмелева) Анисья Васильевна, 1917 г.р.
Арманчева (Хмелева) Анна Васильевна, 1932 г.р.
Грибковская (Хмелева) Елена Васильевна, 1923. г.р.
Григорьева (Хмелева) Татьяна Васильевна, 1925 г.р.
Демчихина (Хмелева) Евдокия Васильевна, 1935 г.р.
Сестры Халява (родители из села Залесье)
Халява Александра Панфиловна, 1920 г.р.
Халява Ульяна Панфиловна, 1918 г.р.
Сестры Атопкины (родители из села Ластовичи, ныне Глубоковский район Витебской области):
Гнутова (Атопкина) Лукерья Васильевна, 1922 г.р.
Атопкина Матрена Васильевна, 1918 г.р.
Рябчикова (Атопкина) Варвара (Валентина) Харитоновна, 1938 г.р., племянница Гнутовой Л.В.
Ходинская (Атопкина) Христина Петровна, 1947 г.р., двоюродная сестра Рябчиковой В.Х.
Собиратели
В.В. Асанов и др. (1984, 1987)
Т.Ю. Мартынова (Северное 1984–1985, 1992–1993, 2010–2013)
Т.Ю. Мартынова, А.В. Пашкина, В.И. Бодрова, И.А. Овчинников (1985)
Л.В. Барбутько (Суровяк), Н.Г. Рещекова, О. Финько (1986)
Л.В. Суровяк (1990-е годы - ежегодно)
В.В. Асанов, Л.В. Суровяк, И.А. Овчинников, Е.В. Попок (1994).
Н.С. Кутафина (1990-е годы)
Н.В. Леонова, Е.И. Жимулева, Н.А. Урсегова (2002)
Н.В. Леонова, Е.И. Жимулева, М.М. Андреева (2003)
И другие собиратели.
Публикации
Традиционный песенный фольклор Западной Сибири. Фольклорная группа села Северное Новосибирской области / Аннотация В. Асанова. – «Мелодия», 1987. С20 25205/06 001
Жимулева Е.И., Леонова Н.В., Урсегова Н.А. Северные» записки // Сибирский музыкальный альманах, 2002. – Новосибирск, 2004. – С. 340–348.
Леонова Н.В. Песенные традиции села Платоновка // Песни, люди, традиции: Сб. статей и материалов, посвященных традиционной культуре Новосибирского Приобья. – Новосибирск, 2009. – С. 17–24.
«Шла коза по мостику». Детский фольклор. // Сост. и комм. Ю.Ю.Басаева, Т.Ю. Мартынова. – Новосибирск, 2012. - (Областной центр русского фольклора и этнографии).
Формы фиксации
Фото
1. Фольклорный абонемент Песни села Платоновка в Доме офицеров г.Новосибирск
2. В с.Северное
3. В.В.Асанов с платоновскими песенницами
4. Демчихина (Хмелёва) Евдокия Васильевна
5. Григорьева (Хмелёва)Татьяна Васильевна
6. Арманчева (Хмелёва)Анна Васильевна и Арманчев Александр Павлович
7. Грибковская (Хмелёва) Елена Васильевна
8. Рябчикова Валентина Харитоновна и Ярман Эдуард Петрович
9. Ходинская Марагрита Петровна,Гнутова (Атопкина)Лукерья Васильевна и Халява Александра Панфиловна
10. Ходинская Марагрита Петровна
11. Выступление в Ленинградской консерватории, 1989 г.
Аудио
Аудио 1. Ох, и стой березушка (свадебная, 1987)
Аудио 2. Летела кукушечка (свадебная, 1987)
Аудио 3. Сохнет-вянет зеленая травка (протяжная)
Аудио 4. Полыненка (протяжная)
Видео
Видео 1. Представление исполнительниц и
Песня «Вздумай, вспомни, мой дружок любезный».
https://vk.com/video20232333_456239352
(Платоновка 2. Встреча в Областном Доме офицеров)
Видео 2. Вот посадил Ваня в саду чарёмшинку (1994)
https://vk.com/video20232333_456240057
Организации, имеющие отношение к ОНН
Наименование: Новосибирский областной центр русского фольклора и этнографии
Тип ответственности: хранитель