Объект 04: Песни села Новомихайловка
Место бытования ОНН: Татарский район, село Новомихайловка
Организация: Новосибирский областной центр русского фольклора и этнографии
Номер: 04
Описание
В Новомихайловке в середине 1980-х годов существовал большой фольклорный коллектив, который хорошо знали и в районе, и в городе. Ядром коллектива были три сестры: Фомина Мария Михайловна, Богомолова Анасатасия Лаврентьевна, Деева Анастасия Лаврентьевна. Знали они великое множество песен самых разных жанров. Большую часть своего репертуара они переняли от своей матери - уроженки Черниговской губернии, представляющей традицию, в которой сливаются русские, белорусские и украинские черты. А старшая сестра Мария хорошо запомнила солдатские песни от своего отца-казака.
Новомихайловка - село сборное, основано переселенцами из разных губерний России. У каждой улицы - черниговской. тульской, чалдонской - свой говор, свои обычаи, свои песни. Сестры рассказывали, что много ходили по свадьбам: в округе знали и ценили их певческий талант, были они всегда желанными гостями. На каждой улице свадьбы играли по-своему, а сестры могли и припеться к любым, и сами запеть. Так в их свадебном репертуаре смешались песни самых разных традиций.
Любая свадьба начиналась со сватовства. По словам исполнительниц сватанье могло происходить и за год до свадьбы. «Бывает невеста молода, дак ждут». После просватанья подруги невесты собирались к ней каждый вечер на девичник: помогали дошивать приданое, пели песни.
Вечером перед венчанием подруги брали рубаху, веник и шли к жениху. Жених в обмен предлагал мыло и гребенку. «Дает гребенку да мыло духовитое – раньше ведь подарков не было».
Вечером в субботу перед свадьбой в доме наряжают "елку". Под "елкой" невесте вплетают в косу шелковую ленту (символ девичества). Утром воскресного дня невесту собирают к венцу, расплетают ей косу и вплетают суровую нитку. Невеста плачет, прощаясь с девичьей волей. «Это девке – ленту шелкову, а бабе – что попало уже». Подруги в это врремя поют песни "на расплетение косы":
Ох вы, сборы мои, ой сборы девичьи.
Собирала Марьюшка к себе девок в дом,
Собирала Йвановна, ой, к себе девок в дом.
Посажала она за убранный стол.
А сама села выше всех,
Склонила головочку ниже всех,
Задумала думушку крепче всех.
- Уж и как(ы) жа мне быть, в чужих людях жить?
Уж и как(ы) жа да мне свёкора назвать?
Назову я свёкора - свёкор-батюшка,
А свекровьюшку – свекровь-матушка,
Деверёчиков - вы братцы мои,
А золовушек – сестрицы мои.
На венчание одевали невесту в лучшую парочку. К парочке обязательно полагался шарф - широкий, газовый. Газовые шарфы невесты назывались фатой, «брылей» .Шарфы собирались в форме венка на голову. Сначала надевали фату, потом венок, который делали сами из бумаги да из воску. От брылей почти до полу свисали цветные ленты.
У нас утром рано по заре
Стоят кони, кони на дворе.
Никто про них не зна(я)л.
Знала-познала свет-Марьюшка,
Знала-познала Ивановна.
Брала коней за повода,
Ставила коней во стойла.
Сыпала сахару вместо овса,
Лила мёду вместо воды.
- Ешьтя-пейтя, кони мои,
Ешьтя-пейтя, вороные!
Завтра поутру свезите меня.
Дальше-подальше от батюшки,
Дальше-подальше от родныва,
Ближе-поближе к свёкору на двор.
После венчания начиналось гуляние. Гуляли весело - по неделе, по две, в день обходили по два дома. На третий-четвертый день наряжали петуха лентами и шли к невесте, а невеста давала курицу. Петуха часто поили, да и вообще всю живность: коней, свиней, быков. «Што только ни вытворяли ради смеха». Играли на свадьбе и в «покойника». «Когда "попа" наряжали: в банку уголь насыпят – «кадило», и отпевали «мертвеца». Летом брали сани, а зимой – телегу, к ней привязывали свиное корыто, в которое и ложился «мертвец». Так его возили по всей деревне. Доедут до края деревни и обратно. Специально роняли и не поднимали до тех пор, пока родственники его не выкупят. «Его возденут, дак он не шелохнется, не улыбнется». Иногда тещу впрягали в сани и возили по всей деревне ребят.
Кроме ярких, звонких свадеб, исполнительницы застали еще времена, когда в селе водили хороводы. Водили от Пасхи до Вознесения - 40 дней. Новомихайловские хороводы в большинстве своем круговые, за исключением "улочных" "Что с-под Киева, с-под Чернигова" и "Стрелы", которые водятся "через одного". С хороводом "Как пошла стрела" ходили за конец села, там "стрелу закапывали" - делали ямку и бросали деньги. Потом c хороводом шли обратно.
Слушая архивные записи, не устаешь удивляться яркости и звонкости голосов. слаженности семейного ансамбля.
Репертуар
Календарные
1. Ти дома, дома, сам пан хозяин. Колядка
2. Как была у невестки свекровка лихая. Жнивная.
Детские
1. Байки-побайки. Колыбельная
2. Сивка- воронка.
Солдатские
1. Выше лесу, выше темненького.
Свадебные
1. Ох ты, ёлка, ты елочка. Невесте-сироте.
2. Ох вы, сборы мои, сборы девичьи. Исполняется утром свадебного дня.
3. Затрубили трубушку рано по заре. Поют, когда невесте чешут и заплетают косу.
4. По лугу вода. Когда подъезжает жених.
5. У нас утром рано по заре. Поют дружкам.
6. Настольная рюмочка. Величальная невесте.
7. Молодой соловей. Величальная.
8. Провожала, провожала мать дочерю со двора. Исполняется на пиру.
Хороводные
1. Как пошла стрела. Линейный «через одного».
2. Что под Киевом, под Черниговом. Линейный «через одного».
3.Черный ворон воду пил. Круговой.
4. В хороводе были мы. Круговой.
5. Как был у мене молодешеньки. Круговой.
6. Я по рынку ходила. Круговой.
Носители традиций
1. Фомина Мария Михайловна, 1911 г.р.
2. Богомолова Анастасия Лаврентьевна, 1921 г.р.
3. Деева Анна Лаврентьевна, 1925 г.р.
Собиратели
М.Н. Мельников (экспедиции 1976, 1982 гг.)
В.Г. Захарченко
Т.Ю. Мартынова (экспедиция 1985 г.)
Е.В. Тюрикова (экспедиция 1986 г.)
Г.М. Попова (экспедиция 2006 г.)
Исследователи
Публикации
Песни села Новомихайловка:/ составление, нотирование и комментарии Т.Ю. Мартыновой - Новосибирск: ООО ПК "АРТПресс", 2013. - в надзаг.: Новосибирский областной центр русского фольклора и этнографии - серия (Библиотека сибирской старины).
Формы фиксации
Экспедиционные записи 1985 года.
- Ти дома, дома, сам пан хозяин. Колядка
- Как была у невестки свекровка лихая. Жнивная, баллада
- Сивка-воронка. Потешка.
- Ох вы, сборы мои, сборы девичьи. Свадебная. Исполняется утром свадебного дня.
- Затрубили трубушку рано по заре. Свадебная. Поют, когда невесте чешут и заплетают косу.
- У нас утром рано по заре. Свадебная. Поют дружкам.
- Молодой соловей. Свадебная величальная. Величальная.
- Настольная рюмочка. Свадебная. Величальная невесте.
- Как пошла стрела. Хоровод. Линейный ("через одного") - хоровод движется вперед за счет того, что каждый последний человек в линии берет себе пару "через одного" и ведет ее вдоль линии до края хоровода, где останавливается и ждет своего следующего "прохода".
- Как(ы) был у мене молодешеньки. Хоровод. Круговой.
Организации, имеющие отношение к ОНН
Наименование: Новосибирский областной центр русского фольклора и этнографии
Тип ответственности: хранитель