Объект 20: Свадебный обряд и песни села Пустоваловки
Место бытования ОНН: Кыштовский район, село Пустоваловка
Организация: Новосибирский областной центр русского фольклора и этнографии
Номер: 20
Основали Пустоваловку белорусы, выходцы из Могилевской губернии. Остановились на гриве потому, что дальше идти было некуда – испятнанные таежками болота. Рубили хаты, раскорчевывали леса, выжигали. Отвоевывали место для жизни. Жили не богато. Но и без хлеба не сиживали. Все было свое: жито, лен, шкуры и кожи, клюква, кедровые орехи. А главное – песни. Тоже свои, белорусские. И обряды свои, «не займованные». Деревни больше нет на карте Кыштовского района Новосибирской области. Но остались жить в народе песни, сохранилось и сделанное М.Н.Мельниковым описание свадебного обряда.
Носителями традиционной свадебной песенности являются в основном женщины. Тем более уникален Иван Кондратьевич Бондарев, уроженец села Колбаса, лучший дружка Кыштовского района, который помнил и пел очень много свадебных песен - не только своего родного села, но и деревни Ивановка, откуда родом его жена, где они вместе прожили долгую счастливую жизнь в браке. Вот как описывает его М.Н.Мельников: Иван Кондратьевич Бондарев – «ветеран Великой Отечественной, герой (орден Славы первой степени), не раз чертом меченный: нет даже части черепа, отказали ноги. А он полон оптимизма, искрится весельем и озорством, пересыпает речь пословицами, поговорками, прибаутками. А то начнет говорить раёшным стихом (рифмованная проза). Счастлив в браке. Большую часть песен поет вместе с женой – Александрой Архиповной. Был удачливым сватом, тороватым свадебным дружкой, заводилой-балагуром, плясуном… Щедрой души человек! Отдает и радуется:
- Надо – приходите. Песни еще найдем: не забирать же их с собой на тот свет, пусть людям остаются!"
Это описание свадьбы белорусских переселенцев сделано со слов Ивана Кондратьевича.
Просватанье
Свадебным возрастом для молодежи считалось 16 лет. Но попа могли обмануть на полгода, например, за кабана. Критериями ценности для невесты были чистоплотность и трудолюбие. Так, хорошей невестой считалась «тысячница», вязавшая до тысячи снопов. Но для того, чтобы получить согласие на брак с такой девушкой, необходимо было заслать в ее дом сватов, для чего жениха посылали за сватом, человеком уже в годах, обязательно счастливого в браке, веселым, хорошо владеющим языком прибауток, насмешек, побасенок, прекрасным организатором. Сват приглашался по делу: его просили сосватать невесту. А когда в дом жениха приходили приглашенные с той же целью его крестные, то назначался день просвататья. В тот же день или несколько позже жених выбирал из числа своих друзей подженишника, еще одно действующее лицо свадьбы. Им мог быть и родной брат жениха.
В день сватовства в доме жениха собираются крестные, сват, или по-другому дружок (дружкА), подженишник. Поздно вечером со стены снимают икону, и, родители благословляют жениха. При этом последний становится на голый пол на колени, а снявшая со стены икону крестная передает ее матери жениха. Отцу подают хлеб, на который посыпают соль. Мать крестит жениха рукой, в ответ на что он встает с колен и три раза целует мать. Отец же благословляет его хлебом, который затем целует жених. Затем все сваты становятся под иконой и молятся. По окончании этого обряда сваты выходили из дома: впереди шла крестная с хлебом, завернутым в полотенце, затем крестный с бутылкой водки и салом, следом шли родители жениха и жених, а позади всех – старший сват (дружок). Сватов можно было сглазить. Для этого искали особый горох с девятью горошинами и перед уходящими сватами над ними приговаривали:
Девять вместе,
А девятая – невеста.
Конь – ни с места!
Выезжали из дома ночью. У ворот мать обсевала пшеницей или овсом коня и кошевку с колокольчиками на дуге, приготовленных подженишником. Запряженными им лошадьми правит дружок. При подъезде к воротам невесты коней оставляли за воротами и оставляли подженишника сторожить их. В ворота заходили в том же порядке, в котором выходили из дома. На них праздничная одежда, опоясок могло не быть. У порога они снимают шапки и крестятся. Начинает разговор старший сват:
Чиста в реке водица.
Доброго вам здоровьица!
Жане Егора и ему
Счастия в этом дому!
Отец невесты отвечает: «Милости просим!» Тогда сваты заходят в дом и на слова родителей невесты «Чего к нам пришли?» - сват отвечает:
У вас есть телка продажная,
У нас – купец.
Без телки трудно жити.
Хотели купити.
При этом их приглашают садиться, а хлеб, завернутый в вышитое полотенце, разворачивается на середине стола, где ставят и водку с салом.
Родители невесты еще до сватовства знают о его возможности. Кроме того у старшей сестры невесты спрашивают: «Можно ли за этого жениха пойти?»
Когда сваты начинают договариваться, жених идет искать невесту, если она, например, на посиделках или просто ночует у подруги. По приходу домой она переодевается и в случае согласия отвечает на вопрос своего отца о желании выйти замуж: «Да». Жених и невеста идут звать крестных невесты, ее дядьев, теток, подружек. Если согласие получено, то родители невесты зажигают под образами лампаду. В ряде случаев это делают пришедшие подневестницы, т.е. подруги невесты. При отказе хлеб и водка с салом возвращаются сватам. При согласии невеста разрезает хлеб ножом и все выпивают из принесенной бутылки. А невеста выкладывает на стол рушники, ею самой вытканные и вышитые, которые подневестницы подвязывают будущим свекру и свекрови, а подженишник – дружку, через правое плечо. Невеста дарит кисет и опояску жениху. Потом отец невесты запрашивает калым, который как бы является выкупом невесты. Он может быть более или менее крупным и включать в себя вещи, домашний скот, продукты и т.д. Кроме того, сваты сразу договариваются о дне заручин и о том, что со стороны жениха в этот день будет поставлено три четверти самогонки (6 литров). Договор идет и о рОзглядах, т.е. визите родителей невесты и ее самой в дом жениха с целью убедиться в достаточности будущих родственников.
Теперь девушка и парень считаются помолвленными. Сваты прощаются. При отказе сватов не провожают. При согласии родители невесты провожают их за ворота. Жених и невеста, которым в момент просватанья не разрешалось сидеть рядом, теперь берутся за руки (голыми руками) и не дают разъединить их, пытающимся это сделать.
Подготовка к заручинам
В доме жениха до свадьбы готовят: женщины стряпают, варят, пекут, мужчины готовятся к встрече сватов на рОзглядах. У невесты в течение этого времени (чаще – недели, иногда – месяца) собираются подружки по вечерам, и девушки шьют, прядут, вышивают, вяжут. Изделиями, которые приготовляют подневестницы и невеста, являются самотканные вожжи, занавески, подзоры, кальсоны, рубахи и кисет жениху, кисеты сватам. В это же время изготовляется и ритуальная плеть из соломы, длиной 20 - 30 см. На плеть наматываются ленточки и пестрые тряпочные лоскутки. Готовая плеть хранится у подневестниц. Тут же делают и елочку, то есть небольшую веточку обязательно отломленную от елки, и так же украшают, чтобы накануне свадьбы вставить в испеченный каравай хлеба. Длина елочки, как правило, не превышала одного метра. Связанного же с испечением каравая, ярко выраженного каравайного обряда не было. Однако, когда крестная и мать невесты пекли хлеб к дню заручин, они приговаривали:
Хлебу сыту бити,
Молодым друг дружку любити!
Но хлеб пекли уже непосредственно перед свадьбой. А елочка украшалась на вечерах перед заручинами. Жених с друзьями сюда же приносил для девушек гостинцы: орехи, пряники и т.д. Парни клали подарки на стол. В эти вечера или, иначе, в девишную неделю (на девишниках) молодые, а также жених с невестой разговаривали, пели песни. Часто исполняемой песней была свадебная традиционная лирическая песня «Белая кудрявая берёза».
Пелись и песни, связанные с вопросом разделения хозяйства: «Давай, мамулька, повечеряем мы с тобой».
В эту же неделю (месяц) невеста и ее родители едут в деревню жениха, если они живут в разных местах, или идут смотреть хозяйство родственников, если живут рядом. Разговор на розглядах ведут отцы жениха и невесты. После приветствия у ворот дома жениха отец невесты говорит:
Хочем мы посмотрети,
Што купцы могут имети.
На это отец жениха отвечает:
Наши купцы богаты,
к гостям тороваты.
Што разговоры вИти,
Сами поглядите!
Заручины
В день заручин (воскресенье) в дом жениха приходят родичи: дядья, тетки, братья, племянники и т.д. В доме присутствуют обязательно крестные жениха, старший сват. Мать благословляет жениха иконой. Обряд благословления аналогичен выше описанному. Во дворе подженишник запрягает лошадей. В кошевку стелются дерюжки, а мать жениха обходит с иконой коня, который должен его везти. Затем гости садятся в свадебный поезд: впереди едут жених и дружок (подженишник правит) с тремя колокольчиками, следом его родители с двумя колокольчиками на дуге, затем – крестные и другие гости. Во время движения свадебного поезда поется свадебная традиционная обрядовая песня:
Еду по дрова в лес -
Буду печку топити.
Самое сыщу жаркое поленце,
Будет грети, будет любити
По дороге происходит обряд «ловления зайца»: посередине дороги жители деревни ставят скамейку, на которую поставлена бутылка водки и хлеб с солью. Проезд необходимо выкупить, причем выкупается он только водкой. Загородившие дорогу, обращаются к любому, укоряя или высмеивая его. Но выкупает проезд лишь дружок. Так, могут обратиться к свахе (так называют крестную жениха):
А сваха – чупаха,
Немыта рубаха!
Поставь черепочек,
Помой вороточек!
В ответ дружок говорит:
Не бранитеся!
Пейте, люди добрые, расступитеся!
Обращаются и к самому старшему свату:
А у-в нашего дружка
Короткая ножка.
Подставьте ему дубовую колодку,
Чтоб ён выше стал,
Нам горелки дал!
Обидчикам также подносится водка, и все закусывают тем хлебом, которым встречали поезд. Если выкуп удовлетворителен, то жениха пропускают со словами:
Дай Бог вам хорошо доехать!
Дай Бог вам хорошей потехи,
Чтоб вам так жилося,
Как нам пилося!
Свадебный поезд подъезжает к воротам невесты, у которых «зайца» снова могут «поймать» и которые просто могут быть закрыты. Тут дружка может откликнуться на это словами:
Прихожу на заручены,
Сени закручены.
Покуль сени открутили –
Манечку заручили!
В доме невесты с утра собрались подневестницы и другие гости, родня. Подневестницы одевают невесту в венок, сделанный из бумаги с цветными цветами и лентами всех цветов, кофту любого цвета и юбку. Коса расплетается и расчесывается. Во время одевания невесты подневестницы поют свадебную обрядовую песню «Ой, ёлочка, ты сосёночка, ана зелена».
Затем невесту сажали в переднем углу на расшитое полотенце. С одной стороны от нее садились отец и мать, с другой – подневестницы.
Жених и сваты заходят во двор, крестная веником разметает путь перед женихом. В это время в доме подневестницы поют, сидя за первым столом. Это может быть свадебная традиционная обрядовая песня «Стукнули, грюкнули во дворе».
У самых дверей приехавших встречает будущая теща. Она надевает вывернутую наизнанку шубу, имитируя волка. К ней обращаются родственники жениха:
Ой, хитра теща, ой, хитра:
Собиралася у волки.
Хотела зятя спугати,
Не хотела дочку отдати.
Но зять не волчок – не боится,
А всё к Машеньке садится.
В дом входят в следующем порядке: впереди идёт дружок, затем – жених, крестные, родители, другие гости. Матка большой роли в обряде заручин не играла. Войдя в дом, дружка говорит:
Приехали купцы из-за границы,
Хотим товаром поживиться.
На столе, за которым сидит невеста, ее родители и подневестницы, разложен товар: кисеты, рубахи, кальсоны, сломанные иглы. Девушки в ответ на слова старшего свата поют:
Молодому-то купцу мы кисет пошили,
Молодому-то купцу мы белья пошили,
А всему товару пять рублей цена.
А мы шили да ручки ранили.
А мы шили – иголки ломали.
А за них цена – пятьдесят рублей.
Но дружок как бы не замечает предложенного. Дружок выкупает елку, заплатив за нее уже деньгами, сколько запросят. Девушки обращались к нему со словами:
Зелена ёлочка долго стоит,
Долго стоит – дорого стоит.
Дружок отвечает на это:
Богатому человеку и миллион - не цена.
Берем ёлочку, берем зелёную.
В нашем доме пусть стоит, душу веселит.
Он отдает деньги девушкам, а елку передает родне жениха. Теперь подженишник, наконец, выкупает те товары, которые лежат перед невестой.
Затем родные жениха начинают петь:
Подневестницы-птицы,
Сидят как лисицы.
К стене прилегают,
Клопов выбирают.
Настало время прогнать девок из-за стола. Для этого необходимо выкупить плеть. Она находится у подневестниц, и выкупает её дружка. Заплатив запрошенную цену, он привязывает купленную плеть на пояс и разгоняет девок со словами:
Подневестницы-птицы, держите косицы.
Прочь летите – из-за стола идите!
Но нужно еще выкупить место жениха вслед за местами для гостей, которые освободили подневестницы. За ее спиной стоит обычно младший брат и говорит: «Плати, а то косу отрежу!» - и сам в это время водит рукою с ножом около волос невесты. Сначала дружок платит ему. А затем невеста говорит:
Ах, батюшка родный,
Бери за меня, молоду,
Бери за меня дорого
Как за соляного города.
Отец отвечает:
Соляного города негде взять,
Мне тебя, доченька, не держать!
Крестный невесты берет за руки жениха и невесту и ведет их к родителям невесты. Крестная снимает икону и подает ее обоим родителям, которые вместе держат ее. Слова благословления обращены и к жениху, и к невесте одновременно. По окончании обряда молодые встают с колен, целуют икону, а затем, сначала невеста, потом – жених целуют родителей.
Затем жених и невеста садились «под Бога» (жених сидел по левую руку невесты), на полотенце. Со стороны невесты садились четыре подневестницы и родители. Со стороны жениха – дружок, подженишник и родители. За вторым столом садились крестные жениха и невесты, другие родственники. Здесь уже строгого порядка не было - садились «вперемешку». Сидя за столом гости немного выпивают и поют свадебную песню «На море уточка купалася».
После исполнения этой песни все собираются к выходу. Первыми выходят жених и невеста, затем – их родители, крестные и дружок, подженишник с подневестницами. Жених с невестой идут за руку, мать жениха обсыпает их во дворе пшеницей. Иногда подневестницы обсыпают овсом весь свадебный поезд, дорогу.
В это время в доме невесты остается лишь несколько женщин, которые наводят порядок, и человек, чаще в годах, шутник и затейник, на долю которого выпадает нести постель в дом жениха. Его здесь подпаивают. Он идет, спотыкаясь и нарочно падая. Причем, при каждом падении ему подливают еще. Так что к дому он добирается совершенно пьяным.
А женщины, оставшиеся в доме, поют:
Не жалостлива, Манечка,
Не разжалила мамочку.
Свадебный поезд подъезжает к церкви. Дружка ведет жениха и невесту за полотенце. Повенчанные молодые едут в дом жениха.
Примерно к этому времени человек, несущий постель, приходит к дому жениха.
Застолье
В доме жениха родню невесты сажают на первое место, как гостей. По другую сторону сидят подневестницы. Начинается обряд «перевода невесты в женскую форму». Свекровь и теща берут за края полушалок и закрывают им в правом куте невесту, где крестная расплетает ей косу и переплетает ей волосы в две косы. Затем она берет свадебный обруч, изготовленный из атласной ткани с плотной прокладкой и круглый по форме, и надевает его на голову молодой.
Теперь молодая считается женщиной. Ее выводит за руку крестная и спрашивает жениха: «Познаешь или не познаешь?» Молодой отвечает, что познает. За посмотр молодой все гости платят, а деньги собирает на тарелку подженишник. Невесте и жениху подносят выпить вина из одной рюмки (едят они тоже одной ложкой и вилкой). Во время гуляния крестная невесты застилает постель. Приходит время дарить молодых. Собирает подарки дружок. Он пересыпает речь остроумными замечаниями, пословицами, поговорками, прибаутками. Он выходит на середину с подносом или мешком. В этот день дарят родные жениха и другие гости. Дружок обращается к ним со словами:
Есть в этой хате
Отец, родная мати?
Чем они наших молодых
Будут даровати?
Или конем, или волом,
Или звонкой монетой,
Или золотой каретой.
Или хлебом-солью,
Счастьем-долей,
Добрым здоровьем,
Долгим веком,
Добрым человеком?!
После этого каждый что-то дарит. А дружка выкрикивает: «Отец дарит молодых звонкой монетой - 800 рублей» или иначе. Дальше дарит по очереди вся родня. После этого дружка обращается к остальным:
Кто желает наших молодых дарить?
Кто будет дарить,
Того будем вином поить,
А кто не будет дарить,
Того будем доить.
Затем в доме «сОрют». Со двора приносят солому, рассыпают ее на полу, и каждый бросает в нее деньги, собрать которые должна свекровь, не выметая сор из избы. Если для того, чтобы выбрать деньги, она выносит мусор, то про нее кричат: «Языкастая будет матушка».
Потом все садятся за столы и ждут, пока дружок не объявит, сколько подарили молодым. После чего гости закусывают, выпивают, поют свадебные песни, а дружка высмеивает каждого, представляет в лицах всё, что происходит на свадебном пиру.
Во время гулянья поются свадебные песни и любые другие, часто слабо вяжущиеся с общим настроением праздника. Поют, в основном, женщины, но есть много песен, исполняющихся и совместно.
Перед тем, как попрощаться, завершив первый день свадьбы, отец жениха вместе со своими родственниками (братьями, дядьями) запевают:
Гостики моё,
Не пьют, не идут,
Домой не идут.
Как возьму кола –
Погоню со двора.
Тогда гости во главе с дружком отвечают им. Они поют, повышая голос на каждой строфе:
Не поедем домой,
А до середы.
А в середу раненько уставши,
По початочку напрявши,
Сватья гороху наварит,
А сват дорогу покажет.
Затем гости расходятся: либо ночуют у родственников, либо остаются здесь же. Жених и невеста уходят в свою комнату.
Второй день свадьбы
Утром в комнату молодых входит сваха и проверяет постель. Если крестная и молодой объявляют, что девушка честная, то молодой ставит на стол бутылку красного вина с повязанной на горлышке красной лентой. А мать невесты должна выпить поднесенное ей вино из этой бутылки.
Рано утром молодая жена и другие женщины варят капусту. Потом приходят гости и, попробовав ее, начинают бранить молодую, ее умение. Затем котел с этой же капустой ставится на стол. Гости выпивают красного вина и закусывают капустой. Если девушка нечестная, то на нее надевают хомут. Но такое бывает редко. Чаще жених говорит, что молодая честна. Начинается похмелье. Поют:
Эх, не было ветра, не было ветра – понавеяло,
Эх, не было гостей, не было гостей – понаехало.
Эх, обломили, эй, обломили сени новые.
Эх, расплакалась млада свашечка.
Эх, ты не плачь, не плачь, эх, не плачь, млада свашечка!
Ох, маё братьё, маё братьё – на всё мастеры,
Ой, сробят сени, сени новые.
Теперь – время ехать пировать к другим сватам. Снова собирается свадебный поезд, и с песнями, веселыми частушками гости едут в дом родителей невесты.
У порога гостей встречают родители молодой. Теперь жениховой родне оказывается больше внимания. Она посажена на первое место. По хозяйству хлопочет теперь родня молодой. Крестная с подносом начинает собирать дары под веселые шутки дружка. Так, например, он выкрикивает:
Казали – в море воды много.
А как стали выпивать – нет ничего.
Казали – у молодухи родни много.
А как стали даровать – нет никого.
Где ж тая вода?
По крутым бережкам разлилася.
Где ж тая родИна?
По темным уголкам похувалася.
В ответ на это дарящий что-либо мог ответить:
Дарю хлеба кусок
Да детей куток.
Дарят теперь уже родственники невесты. Результат также объявляется гостям. После чего гулянье продолжается. Дружка смешит и подзадоривает гостей:
Жрут, гости, жрут,
Как метёлочкой метут.
На столе – ни крошечки,
Под столом – все ложечки.
Часто случалось так, что у молодой не было родителей. Поэтому часты на свадьбе песни сиротского цикла, одной из которых является:
Широкая дороженька до нёба.
Ой, там ходила Машенька до Бога.
Как подошла под вышнея под оконце,
Завидела свайво папочку как солнце,
Как стала йна господа Бога просити:
- Пусти, пусти, майво папочку на вечер!
- Ой, не могу, моё дитятко, пустити.
Будут у меня пап(ы)ки, мам(ы)ки просити,
Будут ко мне сироты, сироты ходити.
Второй день свадьбы кончается веселой песней, ставящей основной вопрос разгулявшейся свадьбы: «За что будем завтра пить?» («Пропил чумак и коня»).
Третий день свадьбы
А на следующий день начинается обряд «ведения банкетов». Банкеты водят с раннего утра, т.е. придя опохмелиться в дом родителей молодой, гости отправляются во все дома деревни, пируя в каждом из них. Дом молодой покидается с песней:
Казали, туточка свадьба была -
Остался тута смык да дуда.
В каждом доме гостей радушно встречают родственники молодых или просто участники свадебного пира. Входящим говорят: «Добро пожаловать, люди добрые! Что Бог послал, с нами отведайте». Уходя гости отвечают: «Спасибо этому дому. Пойдем к другому. Нам дай Бог везде быти, другое вино пити».
Обряд «сажания ёлки». Под окном молодой растет ёлочка, ее садят, когда молодая еще девочка. Когда же основной свадебный пир закончен, то начинается этот обряд. Молодой, его отец и крестный выкапывают наряженную, празднично украшенную накануне свадьбы елочку, что сопровождается веселыми песнями, шутками, проделками дружка. Зимой копщиков обсыпают с крыши снегом. Выкопанную елочку несут молодой, следом за ним сваха заметает метлой «ёлкин путь». Елочку привозят к дому молодых и садят в их саду. Причем это сажание производят уже сами молодые: жена придерживает ствол, а муж окапывает. Посаженную елочку приливают вином и дают гостям выпить по рюмке из этой бутылки. На этом обряд заканчивается. Но гости могут еще долго не расходиться.
М.Н. Мельников
Репертуар
Попьем, сестра, погуляем - лирическая необрядовая песня, исполнялась девушками на посиделках
Чернобровый парень бравый - на посиделках пели парни
Белая кудрявая берёза - пелась на девичнике и когда приезжает жених за невестой
Давай, мамулька, повечеряем мы с тобой – на девичнике
Еду по дрова в лес – пели, когда жених едет на заручины
Ой, ёлочка, ты сосёночка, ана зелена – сборы невесты
Стукнули, грюкнули во дворе – жених приехал
На море уточка купалася
Не жалостлива, Катечка
Что-то в лесе зашумело – приуроченная к свадьбе, поют, когда едут в церковь
Мати моя, мати моя старенькая – приуроченная, поют на пиру мужчины
Эй, сватушки, плакать-горевать- приуроченная
Гостики моё – поют на завершение первого дня
Где же ваша господыня? – поют на второй день
Эх, не было ветра, не было ветра – понавеяло
До дому, сваты, до дому
В той деревне [о]дна удоушка была – приуроченная, поют на второй день, в доме невесты
Ах ты, сад, ты мой сад – приуроченная, поют на второй день
Злодею, злодею, что ж ты учинил? – отцу невесты
Пил бы я мед да вино - приуроченная
Основали Пустоваловку белорусы, выходцы из Могилевской губернии. Остановились на гриве, потому что дальше идти было некуда - испятнанные таёжками болота. Рубили хаты, раскорчевывали леса, выжигали. Отвоевывали место для жизни. Жили небогато. Но и без хлеба не сиживали. Всё было своё: жито, лён, шкуры и кожи, клюква, кедровые орехи. А главное - песни. Тоже свои белорусские. И обряды свои, "не займованные".
Деревни больше нет на карте Кыштовского района Новосибирской области. Но остались жить в народе песни, сохранилось и сделанное М.Н.Мельниковым описание свадебного обряда.
ПРОСВАТАНЬЕ
Брачный возраст парней и девушек в Белоруссии опрделялся в 20-25 лет. В Сибири - земли не меряны, а потому всегда не доставало рабочей силы. Стали женить и в шестнадцать лет ("Подсунут зипун под зад, чтобы выше был - вот тебе и жених!") Свадьбы гуляли от Крещенья до Масленицы.
Парень высказывал родителям, на ком бы он хотел жениться, но окончательно решали отец и мать. Отец приглашал к себе домой бывалого свата, угощал его и просил "послужить им": сосватать такую-то. Кроме главного свата, в сватовстве участвовали крестная мать и крестный отец или кто-нибудь из родни.
Готовилось сватовство в глубокой тайне: чтобы никто не мог навредить. Часто до заручин односельчане даже не знали, что кто-то кого-то засватал. Шли сваты (в другую деревню - ехали) вечером, старались никого по пути не встретить. Одевались по-праздничному.
Сваты заходили в хату, у порога снимали шапки, крестились, здоровались с хозяевами. Крестная мать разворачивала посыпанный солью хлеб и, держа его на полотенце перед собой, подходила к столу. Клала его на середину стола. Крестный отец ставил рядом водку, клал сало. При этом говорили: "Хлеб-соль - вам, а невесту - нам".
Старший сват начинал:
- Мы ходили, ловили лисицу. По следу выследили, что она в этом доме. Верните нам лисицу-куницу. Не можете? Тогда отдайте красную девицу.
Если невеста была дома к приходу сватов, то уходила в другую комнату. Родители невесты обычно говорили, что она еще молодая, толком и не разневестилась, может годок-другой посидеть дома. Сваты нахваливали жениха (работящий, смирный, не пьяница), им отвечали, что надо спросить невесту, пусть сама скажет. Звали невесту. Если она не возражала, сваты зажигали лампадки на божнице или ставили свечи, мать невесты резала хлеб, сало. Угощались. Когда с той и другой стороны всё было заранее определено, то сразу же после просватанья устраивали заручины. Но чаще всего только назначали время заручин. Сватов провожали с почестями.
ЗАРУЧИНЫ
Заручины проводились в доме жениха. Приходили сваты и вся родня невесты. Жениха и невесту садили рядом на лавку под иконами. Рядом с ними соответственно садились подженишник и подневестница, затем крестная мать, крестный отец, сват, отец, мать. После них другие родственники, подруги, друзья.
Сначала шел разговор об организации свадьбы: когда начинать, кого приглашать и т.д.. Характерно, что объем и стоимость приданого не служили предметом разговора - что дают родители, то и хорошо. Вообще правовая часть была краткой. Долгим было застолье. И отнюдь не потому, что обильным было угощение. Уже после первого пожелания жениху и невесте родственницы и подружки невесты запевали:
Как заручали младую Волечку,
Казали: коней много.
Как пошла кормить, -
Один конь стоит.
Как заручали младую Волечку,
Казали: коров много.
Как пошла доить -
Один бык стоить...
НЕВЕСТИНА НЕДЕЛЯ
После заручин неделю, а то и две-три недели родня жениха и родня невесты готовились к свадьбе. У девушки к периоду просватанья обычно приданое было уже готово (холсты, одежды, постель и пр.). Тем не менее надлежало приготовить всё, что было необходимо на свадьбе: подарки жениху, подженишнику, вышитую рубаху свекру, свадебные вожжи, занавески и др.. С этой целью невеста приглашала своих подружек. Собирались они после заручин ежедневно. Невесте делали венок. Сначала шили матерчатый обруч. Его оборачивали бумагой, пришивали к нему бумажные цветы и разноцветные ленты. При этом почти все время пели:
Плыла вуточка по синю морю,
Селезень - вслед за ней.
- Постой, погоди, сера вуточка,
Пощебечем с тобой:
Готую сети на твои дети,
На тебя, на серу вутку.
- Сети попорву да детей заберу.
Сама - вслед за водой.
Шла Волечка по новым сеням,
Андрейка - вслед на ей.
- Постой, погоди, моя Волечка,
Поговорим с тобой.
Готовлю плетки и хвальшоночки
На твою головочку.
- Плетки порву, хвальшонку об землю.
Сама - вслед за девками.
Плетка была одним из главных ритуальных предметов свадебного обряда, она олицетворяла красоту девичества. Плетку изготавливали девушки во время подготовки к свадьбе. Основу делали из холста. К основе пришивали десятки разноцветных лент. Фальшонка (хвальшонка) - род вязаного головного убора, которым покрывали голову молодой после того, как заплетали и укладывали "по-бабьи" уже две косы. Косе - символу девичества - в свадебной игре отводится особая роль. Ей посвящены многие песни.
Вечерами к девушкам приходили парни. Жених приносил гостинцы. Начинались игры, танцы, пели в основном игрищные песни, те же, что и на вечерках. Заканчивалась невестина вечерка поздно вечером. Если жених был из далекой деревни, то вместе с подженишником оставался ночевать у родственников или у кого-либо из соседей невесты. Если из близкой дерени - уезжал домой.
ПРЕДСВАДЕБЬЕ
Утром в день венчания в доме невесты собирались ее подружки, подневестница, крестные мать и отец, родственницы "снаряжать" невесту. Ей помогали надеть самую лучшую кофту, самую лучшую юбку, расчесывали и заплетали косу, на голову надевали венок, приготовленный подружками. Ее усаживали за стол в передний угол. С одной стороны садилась подневестница, с другой - крестная мать, вокруг садились девушки. Женщины из родни могли сидеть где угодно или стоять, помогать родителям невесты "по домашнему делу". Крестный и брат уходили готовить подводы: везти невесту к венцу.
Если девушка выходила замуж за любимого и желанного, она не должна была показывать своей радости. Больше того, обязана была играть роль гонимой дочери, которой не хочется расставаться с родным домом. Если невеста не плакала, или ее горе казалось остальным недостаточно искренним, пели песню:
Нежалостлива Вольгочка:
Не разжалила мамочку.
- Когда захочу, разжалю.
Выпляту плет з русых кос.
Повешу плет на приплет,
Куды моя мамочка в клеть ходя.
В клеть идучи, забача (увидит),
А з клети идучи, заплача:
- Вот моей доченьки уплеты,
Як она уплеты носила,
Все подворьечко красила.
Покинула уплеты носити,
Перестала подворье красити.
Крестная мать готовит икону и хлеб-соль для благословения жениха и невесты. Девушки поют песни. Поджидают поезд жениха.
ПОЕЗД ЖЕНИХА
Утром в день венчания в доме отца жениха собирается вся его родня. Бывший сват становится дружкой. Он руководит всей подготовкой поезда. Запрягают коней подженишник и поезжане, друзья жениха. Сбруя берется самая лучшая, вся в медных бляхах-украшениях. Коня для жениха запрягают в кошевку, ее застилают узорной дерюжкой. К дугам подвешивают колокольчики, бумажные цветы. Гривы коней украшают лентами.
Дружка проверяет готовность поезда, распределяет поезжан по повозкам (саням), и все вместе идут в хату. Дружка ставит около стола отца жениха с иконой на вышитом полотенце и рядом мать с хлебом-солью на таком же полотенце. Подженишник между ними расстилает на полу шубу мехом вверх или дерюжку, на нее ставят на колени жениха. Дружка говорит: "Батька и мати в этой хати, благословите своего дитятю!"
Сын кланяется в ноги. Отец трижды касается его головы иконой (крестит), дает ее поцеловать. Мать также благословляет его булкой хлеба, посыпанной солью. Кто-нибудь из близких родственников жениха (дядя, старший брат) обходят с угощением всех, кто отправляется с поездом жениха. Дружка, крестные отец и мать забирают с собой то, что пригодится в дороге (бичик, водку, сладости). И все выходят во двор, рассаживаются по подводам. Кучером у жениха - подженишник. С ним едут крестные родители. Впереди всех - дружка на лучшем коне.
Лугом, лугом, лугами
Ходють коники табунами.
Вместе с коником - Андреечка,
С коня росицу сымая,
В коня правдочку пытая:
- Кося, мой кося вороной,
Ти снадеюся на тебя:
Ти связешь мяне на гору,
На тую гору крутую,
На тую церковку святую,
По тея ж звоны звонкия,
По тея свечи жаркия,
По тея песни звонкия.
ВЕСЕЛЫЙ ТОРГ
Поезд жениха останавливался около ворот дома невесты. Привязывали лошадей. Шел дружка, за ним - жених с подженишником, крестные мать и отец, затем - остальные.. После поклонов дружка шел к столу, делая вид, что хочет схватить "плеть", которую оберегают девушки. Дружка говорил-приговаривал:
Казали, что хата нашаго свата.
Три дни мы в дорозе, три дни на морозе.
А у вас тут сад-виноград, - я тому и рад!
Будя с кем князя вести на клеть, - продайте, девки, плеть!
- Купляйте. Ленты хороши - не жалейте гроши! - Дружка бросает на блюдце две-три медных монеты, протягивает руку к плети. Девушки закрывают ее и поют:
Казали, сваты богаты.
Хворобой яны богаты.
Привязали поясок, як матузок...
Подженишник с друзьями отвечал тоже песней:
А в нашего свата некрытая хата,
Дров ни полена и сору по колено!
Девушки - подружки невесты тут же парировали удар:
Поджанишничек, мой сокол,
Не садися ты меж вокон.
А там куриный перелет -
Влетит тебе мыша в рот!
Подженишник пытается пробраться поближе к невесте, сесть за стол. Тянет руки, чтобы обнять подневестницу. На это отвечают песней:
Поджанишник, лезь под стол,
Вызови мышку с хвостом,
З ей обнимайся, з ей и кохайся! (кохать - любить)
Поджанишник и бояре разыгрывают обиженных:
Подневестница - птица, сидить, як лисица.
К стене припадая, клопов выбирая, на тарелку складая!
- Хватит вам! - грозится дружка. - Поп заждался, ехать пора. Вот вам, девки, цельный клад! Сыплет на блюдце горсть медяков. Девушки поют:
Казали, сваты богаты:
На чатыре гумна молотють.
А в первом гумне ни снопочка,
А в другом гумне - цапочки,
А в третьем гумне - черный мак,
Четверто гумно стоить так!
- Что вы только поете, девки? Негодные ваши припевки. Засели в хате у свата, а в свата баба горбата, кони - безноги, коровы - безроги, собака без брёха, дочка - дурёха!
Подружки невесты поют:
Дурни, сваты, дурни,
Позаехали в гумны,
На соломе ночували,
Мыши вуши потъядали!
- Хватит! Хватит! - кричит дружка. - Сколько хотите за плеть? - Тыщу! - Сейчас поищем! - делает вид, что собирает деньги у поезжан и кладет перед девушками серебро и бумажные деньги. - Вот вам и тысча. Давайте плеть! - Девушки передают ему плетку. Дружка машет над их головами. - Выметайтесь! Вылазьте из-за стола! - Мы плетку продали, а место и невесту не продавали. Хотите купить - не скупитесь. раскошеливайтесь! - Тыщу огребли - хватит вам! - кричит дружка.
А в дружка-дружка семь сажен кишка!
Он застегнется, подпояшется!
Дружка платит деньги подругам невесты и плеткой выгоняет их из-за стола. Рядом с невестой остаются только подневестница, крестные. С другой стороны садится жених, рядом с ним - подженишник, крестные. Дружка наливает жениху и невесте вина в одну рюмку. Девушки становятся ближе к двери и запевают:
Куда ты, Вольгочка, глядела?
За такого орла залятела:
Он грибатый, ён рылатый - непригож!
На ём кафтан хлопьями набитый - и то не яго!
Шапка-сибирка, посереди дырка - и та не его!
Пропрошена. попрошена у соседа.
На одну часинку, на одну вечаринку!
- Чего вы еще хотите? - сердито спрашивает дружка. - Плетки? - Девушки отвечают:
А в дружка-дружка коротка ножка!
Подставьте ему дубову колодку,
Чтоб он выше стал, нам горелки достал!
Дружка угощает девушек, наделяет их сладостями. Затем угощает всех, кто в застолье.
К ВЕНЦУ
По знаку дружки жених и невеста по очереди пригубляют одну рюмку - обряд соединения через прикосновение к одному предмету, через совместное питье. Дружка обводит жениха и невесту вокруг стола, за которым сидели.
Мать и отец стелят шубу на полу мехом вверх, берут на рушниках: мать - хлеб-соль, отец - икону. Крестные матери ставят на колени на шубу перед родитпелями жениха и невесту, те трижды кланяются им в ноги. Отец благословляет троекратным прикосновением иконы к голове сначала жениха, потом невесту. Они целуют икону. Затем так же благословляет мать и отдает навсегда икону дочери. Жениху отдают хлеб с солью.
Поезжане одеваются и вслед за дружкой выходят из хаты. Сразу за дружкой идут, взявшись за руки, жених с невестой. Подженишник и другие поезжане строго следят, чтобы никто не прошел между ними: не расстроил свадьбу. Только выйдут во двор, крестный обсыпает жениха и невесту пшеном: "шоб дети родились".
На первой подводе ехал дружка, на второй жених с подженишником и своей крестной, на третьей - невеста с братом и своей крестной.
В деревне было принято на пути свадебного поезда "закладать зайца". Иногда дорогу перекрывали веревкой, чаще на дорогу ставили скамью, на нее клали хлеб-соль, кусок сала. Поезд останавливался, дружка начинал задержавших угощать, "откупаться". Закладывавшие зайца пели:
В дорозе Андреечка, в дорозе,
Вернит коника к бярезе,
Ломает в березки три розги,
Сечет коника под ножки:
- Бяжи, мой коня, все рысей,
Моей тестюшке с радостью,
Моей невесте с радостью.
Дружка вел жениха и невесту церковь. Там подневестница расстилала полотенце - рукоделье невесты, на него на колени становились жених с невестой. Подневестница расплетала невесте косу. Далее - по церковному обряду.
СВАДЕБНЫЙ ПОЕЗД
После венчания молодых (после венца уже не жених и невеста, а молодой и молодая) усаживают в одну кошевку, и свадебный поезд, возглавляемый дружкой, направляется к хате молодого:
У ворот бярёза стояла.
Вольга со двора съезжала,
У бярёзы макушку зломала.
- Стой, моя бярёза, верьха,
Живи, моя мамочка, без мяне.
Без русой косы без моей,
Без шалкового й аплёточка.
Без золотого перстенка...
Ворота во двор молодого были закрыты. У ворот стояли свекор со свекровкой. Свекровка в вывернутой шубе: чтоб богато жили молодые. Если свекровка была вдовой, то встречали муж и жена из близких родственников. Свекор благословлял молодых (вместе) иконой, свекровка отдавала им хлеб-соль. Свекрови подавали рюмку вина. Она отпивала и передавала сыну, тот отпивал, а остальное выливал. Отец, отпив из рюмки, передавал ее снохе, та отпивала, остатки выливала. После этого обряда молодых пропускали во двор.
ЗАСТОЛЬЕ
Подневестница надевала на голову молодой девичий венок с лентами. За свадебный стол усаживали молодых, в передний угол, под иконы. Рядом с молодым - подженишник и сваха ("крестная"). Остальное застолье занимали родные молодой и ее подружки. Родня молодого обслуживала пир, оказывая сватам максимум почтения. До первой рюмки предстояло совершить обряд "пораднения" молодой: она должна была найти предлог и обратиться к свекрови со словом "мама", а к свекру - со словом "тата" (отец). Сделать она должна была это как бы ненароком, но так, чтобы все услышали.
Одним из самых ответственных на свадьбе являлся обряд дарин или одаривания молодых. Каждый участник свадьбы, в соответствии со степенью родства, готовил подарок. Близкая родня дарила скот с таким расчетом, чтобы создать экономическую основу для будущей семьи. А ей для этого надо было иметь лошадь - основное средство производства; корову - кормить детей; овец - одевать семью; свиней, гусей, кур. В доме молодого дарила его родня. Обряд одаривания начинался с песен:
Закукала зезюлечка за двором.
Заплакала Вольгочка за столом:
- Даруй, даруй, таточка, серебром.
-Ой, не смога, дочушка, не смога.
Посиди ни бабой за моим столом немного:
Один часочек-вечарочек - не много.
Вступила Волечка на порог,
Махнула платочклм на подруг:
- Расступитесь, подружки,
И с князевыя дорожки:
Будя мяне мати даровати:
Це ни тым добром - серебром,
А молоденьким Андреем!
Дружка наливал рюмку, свашка готовила закуску, кусок пирога. Дружка первым обращался к хозяину с хозяйкой с приговором:
Есть в этой хати отец, мати?
Подходити своих молодых благословляти!
Чем будете молодых дарувати?
Чи конем, чи волом, чи чистым серебром?
Даруйте, не минуйте.
Кто будет даровать,
Тому будем по семь чарочек давать!
Дружка со свахой обходили всю родню молодого. Каждому был особый приговор. Дарили жеребенка, нетель или телку. овечек, подсвинков, кур. Деньги мало кто имел и дарил. Младший брат молодой (а если такого не было, то племянник) пробирался по залавочью с деревянным ножом к ней "отрезать" косу: "Я растил косу, маслил - платите. Не заплатите - отрежу!" Ему платили, угощали сладостями. Он уходил. Подходила сваха невесты. выпроваживала молодого, а молодую отгораживала полушалком или шалью. Ей заплетали две косы, скрепляли концы косоплетками ("относила ленты"), укладывали их на голову "по-бабьи". Затем повязывали матерчатый обруч, надевали "чапец" или "хвальшонку". Ленты от венка невеста дарила подневестнице и подружкам.
Дружка и сваха вели молодых спать. Летом - в клеть, зимой - в другую комнату. Гости продолжали гулять...
Фактический перевод молодой из девушки в женщину отмечался битьем посуды и благодарственной песней родителям:
Спасибо, мамочка, за дочку,
Что носила дочку в хвартучку.
Спасибо, таточку, за дочку,
Что гонявся за ей с пугою (пуга - плетка).
На столы ставили бутылки с красным вином, повязанные красными лентами, символизирующими установление кровного родства. Гуляли до глубокой ночи.
ЗЯТЬ У ТЕЩИ
Утром следующего дня все гости приходят в дом молодых. Молодая хозяйка принимала и угощала гостей, ближе к обеду собирали зятя "к теще в гости". Шли (если в другую леревню, то ехали) все вместе.
В воротах встречает теща в вывороченной шубе, пытается напугать зятя и всю свадьбу. Ей поют песню:
Собралась теща у волки:
Хотела зятя спугати, -
Не хотела дочку отдати.
Ой, зять же не боится,
Поближе к теще становится.
- Проходите, дорогие сваточки! - приглашала теща вместе с тестем. Свадьба в полном составе заходила в хату. Дружка проводил молодых в передний угол, подженишник или сваха молодой застилала лавку дерюжкой или шубой. Усаживали за столы родню молодого. Родня молодой помогала тестю и теще угощать своих сватов. Когда дружка вел и усаживал молодых, женщины пели:
Кабы мы ведали, где Вольгочке сесть,
Лавку б помыли, шелком оббили.
Кабы мы ведали. где Андрею сесть,
Лавку б ня мыли, гвоздев понабили!
После первой рюмки начиналось одаривание молодых родней молодой. Оно проходило так же, как и в доме молодого. Снова пели "У ворот береза стояла", "Плыла уточка по синему морю" и другие. Пировали.
Затем начинали готовить приданое невесты, постель, запрягать лошадей. Делалось это с песнями и шутками.
Задолго до прихода свадьбы родственницы молодой готовили "елку". Срубали вершинку елки или сосенки, ставили ее в булку хлеба, наряжали бумажными цветами и лентами. Когда дружка усаживал молодых в передний угол, сваха невесты ("крестная") ставила перед ними на стол эту "елку". Женихова сваха ("крестная") выкупала ее - символ молодости и чадородия.
ЕЛКА - СОСЕНКА
Выносили приданое молодой, укладывали на сани, и его везла к молодому крестная молодой. На улице ее останавливают и "покупают" приданое. Сваха молодого везла елку. При этом пели особую песню:
Перелетала перапёлочка
Со ржички на пшаницу.
Ой, люлю-лялёшеньки,
Перелетала перапёлочка
Со ржицы на пшаницу.
Перелетемши, перапёлочка
Да й щебетала:
- Хорошо было во ржице,
А в пшанице лучше.
Я во ржице, я во ржице
Зобку наколола.
Я в пшанице, я в пшанице
Вволю напиталась.
Приехала наша Волечка
Й от батьки да к свёкру.
- Хорошо было у таточки,
У свёкора - лучше.
Й у таточки, й у родного -
Пярловый вяночек.
Й у свёкра, й у свёкра -
Миленький дружочек.
Заносили в дом молодых приданое. Начинался обряд "посадки" елки. В палисаднике под окнами копали ямку. Работа "трудная, долгая", приходилось, чтобы не обессилели, угощать копавших. "Выкопамши ямку", приступали к посадке елки на новом месте, чтобе осенить чадородием новую семью. После посадки угощали всех участников свадьбы, а все дружно желали молодым иметь "столько сынков, сколько в лесе пеньков" и "столько дочек, сколько в болоте кочек".
БАНКЕТЫ ВОДИТЬ
Все последующие дни свадьба продолжалась в доме дружки, свах, дядьев, братьев молодых. Называлось это время - "банкеты водить". Обрядовые песни почти не пели. Играли гармошки. балалайки, песни пели больше плясовые, шуточные. От количества и достатка родни с обеих сторон зависела длительность гуляния.
На окончание свадьбы опять все собирались в доме молодых. Молодая угощала и привечала. Когда дело подходило к концу, пели особую песню:
До дому, сваты, до дому:
Поели кони солому!
Соломы клочок - на точок,
А сена клочок - пятачок.
Этой песней и заканчивалась свадьба.
М.Н. Мельников
РЕПЕРТУАР
ЗАРУЧИНЫ
Разгорелася калина
Как заручали младую Волечку
Как пойду я на заручины
Чом-чом, селезень
Подружечки-душечки
Як летел же соколичек через сад-виноград
НЕВЕСТИНА НЕДЕЛЯ. ДЕВИЧНИК.
Плыла вуточка по синю морю
Ой ты, мамочка моя
Выйду да на ганочки
Чаго, рожа, й одна в огороде
Ой, черемушка, густенький кусток
Зыбнуло, море, зыбнуло
Ой, с горы, горы ветры дуют
СБОРЫ
Косогор там, снежки, да
Неправдивая калина
Нежалостлива Вольгочка, не разжалила мамочку
Ой, через сад дорожка лежала
Ой, звонка, звонка сосенка
Ой, поля, поля, как моря (жениха отправляют за невестой)
СИРОТСКИЕ ПЕСНИ
Не стой, Божачка, под окном
Станьте, девочки, все в ряд
Как будешь, Вольгочка, к венцу ехать
К ВЕНЦУ
Не куй, Андрюша, столяного ножа
Андреюшка коника седлает
Мамочка моя, я вже не твоя
Ой конь, ты мой конь вороной
В дорозе, Андреечка, в дорозе ("закладывают зайца")
ВЕСЕЛЫЙ ТОРГ (корилки)
Казали. что хата нашего свата
Казали, что сваты богаты
А в нашего свата некрытая хата
Поджанишничек - мой сокол
Поджанишничек, лезь под стол
Подневестница - птица
Дурни, сваты, дурни
А в дружка, дружка семь сажен кишка
А в дружка. дружка коротка ножка
Куда ты, Вольгочка, глядела
СВАДЕБНЫЙ ПОЕЗД
Ступайте, коники, широко
Выкатили, выкатили дубовую бочку
У ворот береза стояла
Лугом, лугом, лугами
СВАДЬБА У ЖЕНИХА. ЗАСТОЛЬЕ
Пусти, сваточка. в хаточку
Елка-сосенка як зиму, лето зелена была
Вы кумушки-голубушки, чалом вам!
Спасибо, мамочка. за дочку
Ступила Вольгочка на порог
Закукола зязюлечка за двором
Ой, не было ветров
ПОСАД. КОСА
Летели галочки, чатыре парочки
Косица моя русая
ЗЯТЬ У ТЕЩИ
Теща зятя на вечору ждала
Собралась теща у волки
Кабы мы ведали, где Вольгочке сесть
Перелетала перепелочка (посадка елки)
БАНКЕТЫ ВОДИТЬ
До дому, сваты, до дому
Носители традиций:
Минченко Анна Никифоровна, 1909 г.р.
Минченко Мария Ивановна, 1916 г.р.
Дикунова Ефросинья Евсеевна, 1909 г.р.
Дикунова Екатерина Семеновна, 1916 г.р.
Карпенко Анастасия Сидоровна, 1921 г.р.
Сядкова Анастасия Федоровна, 1911 г.р.
Шурлакова Татьяна Савельевна, 1921 г.р.
Собиратели:
М.Н.Мельников, М.П.Тупичекова - 1980
В.В.Асанов - 1985
В.И.Бодрова, В.Ю.Багринцева -1986 год
Мартынова Т.Ю., Куликова Т.Ю., Горева Л.В. - 1995
Мартынова Т.Ю., Дайнеко Т.В., Суровяк Л.В. - 2016
Публикации
М.Н.Мельников. Васюганье: путь в никуда? - Новосибирск, Новосибирское книжное издательство, 1989 - 182 с. См. гл. "Пустоваловка", сс. 132-184.
Фольклор белорусов Сибири и Дальнего Востока. Часть 1: Семейно-обрядовые песни и причитания / Сост. Н.В.Леонова (отв. сост.), Т.Г.Леонова, Л.М.Свиридова. Т.Б.Варфоломеева, К.П.Кабашников, А.С.Федосик. Отв. ред. В.М.Гацак. - Новосибирск: Наука, 2011. - 548 с., ил., ноты + компакт-диск. - (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока; Т.31).
Формы фиксации
Фото
(съемка Т.В.Дайнеко, август 2016г.)
Дома у Екатерины Ефимовны Шурлаковой, вышедшей замуж в село Пустоваловку.
01, 02 - скрыня Екатерины Ефимовны (свадебный сундук для хранения приданого)
03 - моток льняных домотканых ниток
04 - Екатерина Ефимовна Шурлакова показывает нитки
05 - Е.Е.Шурлакова показывает отрез холста, сотканный ее свекровью Татьяной Савельевной Шурлаковой
06 - домотканый холст
07 - рукотерник (домотканый холст)
08 - печка
Аудио
Запись В.В.Асанова, 1985 год
01 Плыла уточка по синему морю
02 Там дубьев много
03 Перелетала перепелочка
04 Куда ты, Танечка, глядела
05 Подневестница-птица
Организации, имеющие отношение к ОНН
Наименование: Новосибирский областной центр русского фольклора и этнографии
Тип ответственности: хранитель
Наименование: Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М.И.Глинки
Тип ответственности: хранитель