Объект 17: Свадебный обряд и песни села Мышланка
Место бытования ОНН: Сузунский район, село Мышланка
Организация: Новосибирский областной центр русского фольклора и этнографии
Номер: 17
Описание
В репертуаре фольклорного ансамбля села Мышланка самые разные песни - протяжные, вечерочные, хороводные, шуточные. Свадебные – самые характерные, ярко передают особенности местной традиции. В отличие от других песен они имели строгое предназначение, тесно были связаны с обрядом.
Не беремся рассказать весь обряд последовательно, а передаем его так, каким он сохранился в памяти жителей села.
I. Сватовство (рукобитье).
Свадьбы играли зимой. Сватать ходили крестная или крестный, или кто-нибудь из родни. Сватали девушку по выбору родителей, но иногда учитывали и мнение жениха – по любви. Жених слушался маму. Начало разговора обычно было традиционным. Как зайдут: «У вас товар хороший, у нас – купец. У вас невеста хорошая, у нас – жених. Продаете? Мы пришли покупать».
Но во время сватовства могли быть и неожиданные, шуточные моменты. Родня невесты ждет обещанных сватов, а вместо этого, например, тетка жениха приведет к ним своего пьяненького родственника. Под ручку зайдет и начинает разговоры разговаривать: «Пустите переночевать! Повезла в больницу малоразвитого, а машина сломалась, и не знаем - куды. Пожалуйста, ну куда я с им ночью? Нам ничо не надо. Куда-нить в уголок нас». Родня невесты удивляется, переглядывается: какие-то хожАлки, чужие, незнакомые прохожие. Но приглашает: «Ладно, заходите». А тетка пьяненького оттолкнула, дверь пинком пнула и приглашает в дом сватов: «Заходите!»
II. Сговор.
Во время сватовства невеста была дома, но гостям не показывалась. Когда шли на сватовство с собой ничего не брали. На стол собирала родня невесты. За столом родители с родителями договаривались, устанавливали срок свадьбы. Срок зависел от готовности приданого и необходимого времени для подготовки праздника (еда, бражка). Назначали обычно на праздники, когда можно было проводить свадьбу.
III. «Подворье делать».
Через неделю после сговора родня невесты шла «подворье делать» Невесту сватали – про нее и про ее хозяйство знали всё, а вот жених мог быть и незнакомым, из другой деревни. Поэтому надо было посмотреть - какое у жениха есть богатство, какой скот, сможет ли он содержать жену, помогать новой родне. Невеста в это время выговаривает у жениха кладку. Чаще всего просили кладку деньгами, определенную сумму, но иногда просили (давали) что-нибудь из хозяйства, например, потникИ (элемент конской сбруи, упряжи: чтобы седло не натирало спину лошади, под него подкладывался войлочный потник; потники использовали и как подстилку. постель). Родственники невесты осматривали хозяйство придирчиво. Больше всего ценили обилие скота и хлеба. Для них важно было понять будет ли сыта, одета дочь в замужестве. Вручая дочь жениху – отец говорил: «Пои, корми сытно, наряжай честно!»
IV. Девичник. «Зорю бить» («отбивать»)
После «подворья» невеста собирала девичник. Приглашала к себе домой 6-7 подружек, которые жили у нее до свадьбы неделю и больше, сколько нужно, чтобы приготовить приданое – пошить рубашки жениху из своего материала, подштанники. У богатой невесты обычно было приготовлено 5-6 рубах для жениха.
«… когда у невесты ночуют девишницы, утром они выходют – «ЗОрю» поют, отбивают. Становятся они на завалинку против окОн и поют песни свадебные по заре (Т.К.Штоль). Пели «Ой, заря ты, зорюшка».
Ой, заря, ты зорюшка,
Зорюшка вищерняя.
Ой лёли, лёли,
Зорюшка вечерняя.
Зорюшка вищерняя,
Солнушка восхожее.
Ой лёли, лёли,
Солнушка восхожее.
Высоко солнце всходило,
Далёко светило.
И на лес, и на поле,
На синее море
Как на синим-то мори
Там лежала достощка.
Достощка дубовая,
Пирекладка сосновая.
Как по этой достощке
Да никто не хаживал.
Да никто не хаживал,
Никого не важивал
Пирешёл да Лёнюшка,
Пирешёл Васильевич.
Перевёл за собой
Молодую барыню
Молодую барыню
Да Нину Васильевну
Перевёмши её
Он целовал да миловал.
Целовал да миловал
Всё у ей выспрашивал:
- Гораздо ли в дому ходить,
Гораздо ли домом жить?
- Не гораздо в дому ходить,
Не гораздо домом жить –
Гораздо с милым спать,
Гораздо на рученьке.
Гораздо на рученьке,
Гораздо на правенькай
Гораздо на правенькой,
У сердца ретивого.
Когда «ЗОрю отобьють», тогда обратно заходили в избу, завтракали и продолжали работу.
Девки на девичнике день шьют, а вечером приходят к ним ребята и жених к невесте на вечерку. «Девки «обыгрывать» начинают песни свадьбишные. Ну, они разные эти песни – и женатые, и холостые. Ребята же холостые!» (А.Н.Захарова)
На предсвадебных вечерках пели свадебные величальные «У рюмащки у серебринай», "Как по погребу бочоночек катается" и вечерочные «В саду садику», «У девицы красавицы», «По лугу, лугу, по зеленому», «У нас в огороде хрен да капуста».
Девушкам, певшим песни на вечерке, была положена оплата – жених с друзьями гремели кружкой с деньгами, давали им мелкие монеты.
V. Веник.
Когда все рубахи были готовы, сшиты, тогда девишницы собирались к жениху. Одна девка наряжалась парнем: надевала брюки, рубаху, подпоясывала пояс, брала в руки литовку. Другая девка наряжала березовый веник лентами, лоскутками. Девишницы все вместе шли к жениху с веником, с песней «Как с улицы метелица», «Верея моя вереюшка». Жених встречал девушек, угощал. После угощения девишницы также с песнями шли обратно домой.
Как с улицы метелица метёт \/
Со чиста поля снежо…
Ой люли, да люли лёль, \/
Со чиста поля снежок поршит.
Поршит, поршит, перепорхиваит, \/
С чистёшенька перелё…
Ой люли, да(й) люли лёль, \/
С чистёшенька перелётываит.
По белу снежку тропинушка ляжит, \/
По тропинушке Лё…
Ой люли, да(й) люли лёль, \/
По тропинушке Лёнюшка идёт.
По тропинушке Лёнюшка идёт \/
За собою коня во…
Ой люли, да(й) люли лёль, \/
За собою коня ворона ведёт.
Он за повод(ы) шёлкываи \/
За удел(ы) за сире…
Эй люли, да люли лёль, \/
За удел(ы) за сиребринаи.
Обрывались шелковые повода, \/
Рассыпались сиребре…
Эй люли, да(й) люли лёль, \/
Рассыпались сиребрены удела.
Варывался его добрый конь, \/
Варывался из бе…
Эй люли, да(й) люли лёль, \/
Варывался из белых рук.
Варывался из белых рук,
Во щиста поля зелё…
Ой люли, да люли лёль \/
Во щиста поля зелёные луга.
Во щиста поля зелёные луга, \/
Мимо тестева широ…
Ой люли, да(й) люли лёль, \/
Мимо тестева широкыва двора.
Мимо тестева широкыва двора, \/
А тёщина высако…
Ой люли, да(й) люли лёль \/
А тёщина высакова терема.
Уж ты, Нина, удержи мово коня,
Васильевна мово во…
Ой люли да люли, лёль,
Васильевна мово вОрона.
VI. Утро свадебного дня.
За свадебными приготовлениями незаметно наступал день, когда девушки провожают невесту под венец.
Вместо традиционной «ёлки» - символа девичьей красоты в Мышланке украшали березовую ветку или веник разноцветными лоскутками, свечками. "Снарядют, веток навешают и зажгут. Песни играют». (С.К.Поминова) Перед отъездом свечи тушили. С этим наряженым веником молодые ехали к венцу.
В Мышланке не носили ни платья, ни сарафаны - носили юбки с кофтами, в обычные дни – холщовые, из домотканины. Для невесты на свадьбу шили юбку из товару (кашемировую или ситцевую, в зависимости от достатка). Юбку шили также как и холщовую, на «гашнике» (пояс или шнурок, продергиваемый в кулиску юбки). Юбка могла быть с оборочками. Вязали низики кружевные. Юбку обязательно носили с фартуком – «передником». Передники не вышивали, их украшали кружевами, оборками, карманами. Сверху носили кофты из покупных тканей, тогда уже носили миткаль (суровая тонкая хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения). Шили просто: пуговицы, длинный зауженный рукав; от плеча защипки-складочки; настрочено мелкими складками впереди. Фасон кофточки свободный, прямой, впереди - застежка. Кофту под юбку никогда не заправляли.
Собирая невесту к венцу, ей распускали волосы, делали локоны и накрывали большими атласными платками с кистями.
VII. Встреча, выкупы
Во время выкупа невеста сидела дома у матери, за столом. Жених приходил, договаривался: сколько заплатить денег. А хожалки (в данном случае – свахи) собирали на стол.
Перед отъездом из дома молодые становились на колени и мать невесты благословляла их иконой Казанской Богородицы, читала молитву.
Чтобы молодых не «спортили» по дороге - родители им дают молитвы с собой. Писали бумажку и в кармашек закладывали.
Рассказывают, что раньше были случаи, когда молодых портили. «Болели они. Болели страшной болезнью. То одно выворачивается, то другое. Такие злые люди есть. Может, какая за этим бегала, а он ее не взял». (З.К.Печенкина)
VIII. Венец. Перевоз приданого.
Собираясь к венцу – украшали кошевку (широкие и глубокие сани с высоким задком, обитые кошмой, рогожами и т.п.), стелили хороший ковер, на лошадь клали красный товар, красивые вожжи. Управлял кошевкой кучер.
Когда молодые ехали от венца им загораживали дорогу бревном. Откупались стопочкой, стопочку выпьют – тогда пропускают. Когда в селе не стало церкви - загораживать стали дорогу домой.
Постель перевозили в дом жениха до свадьбы. Когда везли постель – односельчане тоже загораживали дорогу: натягивали веревку и не пускали, пока поезжане не откупятся.
IX. Встреча у молодого. Окручивание.
В доме жениха молодых благословляли хлебом и солью. После благословения молодые кусали, грызли хлеб: кто больше угрызет – тот главный будет.
Когда молодые едут, им поют:
Верея моя, вереюшка,
Верея моя точеная,
Точеная позлаченая.
Раз по блюдице катаются.
Катаются-рассыпаются,
Виноградом называются.
Как первая виноградина
Да Марьюшка ненаглядная…
У жениха подружки невесте расплетали косу и невесту «окручивали» - надевали ей головной убор замужней женщины: повойник (головной убор замужней женщины в виде легкой мягкой шапочки, поверх которой обычно надевали парадный головной убор) и платок сверху. В более позднее время вместо повойника стали надевать нижний платочек, из красного однотонного сатина, который завязывали назад. Платок был маленький, чтобы совсем маленько выглядывал. Сверху же надевали платок побольше, любого цвета. По свидетельству: «Женщины в Мышланке всегда были в платках увитые, никогда не ходили с непокрытой головой. У нас всякие платки носили, особенно любили красные».
X. Свадебный пир. «Каравай бить».
В ритуале встречи жениха и невесты после венчания участвовала вся деревня – и малые, и старые приходили невесту глядеть. «Тогда была такая мода - На свадьбу идут народ, что готовы избу разбросить – полно набьётся». (С.К.Поминова)
Молодых величали песнями, припевали по именам. Под величальные песни жених с невестой выходили к поющим девкам. Жених гремел стаканом с деньгами: «Если поблагодарите меня, то я вам добавлю денег!»
Песнями «обыгрывали» не только молодых, но и гостей свадьбы. Можно было заказать песню или несколько за небольшую плату. Последней песней всегда была «Благодарим», после нее песельницам деньги отдают и девки отходят.
«Я помню, когда маленькая была, у нас у соседей свадьба была. И я ходила смотреть, чтобы обыграли меня на свадьбе. Пятак мама мне давала. Я пятак им носила». (Т.К.Штоль)
Благдарим да Лёнюшку,
Благдарим Васильевич.
Ой, лёли, лёли,
Благдарим Васильевич.
Не златою гривною -
Семь рублей с полтиною.
Ой, лёли, лёли,
Семь рублей с полтиною.
Ни жалей этих денег,
Одаряй красных девок.
Ой, лёли, лёли,
Одаряй красных девок.
Да девушкам много надо
На беляны, на румяна.
Ой, лёли, лёли,
На беляны, на румяны.
На беляны, на румяны,
На всякаи на наряды.
Ой, лёли, лёли,
На всякаи на наряды.
И на мыло, на серёжки,
На кривые виретёшки.
Ой, лёли, лёли,
На кривые веретёшки.
Подарки принимали молодые. Ставили стопки на поднос и подавали всем по очереди, начинали с родителей. Каждый гость выпивал по стопке и объявлял, что он дарит молодым. «Если кто-то принес рубахи, что-то такое – те сразу кладут. Если кто скотину - я корову или быка там дарю. Если не нужна – заколют, продадут. Кто, вот, дом. Если вещи принесет, купишь – те сразу отдают. А быков не положишь. Да и зимой у родителев некуда загонять. Зимуют, потом забирают». (З.К.Печенкина)
Как продолжение дарин был еще обряд «каравай бить», когда в избу заводили лошадь, овец, кур. «Мы, бывало, маленькие залезем на полати. Утром заводили лошадей – какой-то «каравай бить». Лошадь, когда стали заводить, доски как зачали подымать – мы не знали куда кинуться! В угол забилися. Лошадь эту провели, овечек ведут, курей. А мы на полатях сидим, глядим». (С.К.Поминова)
В последние годы этот обряд несколько изменился, на первое место вышло шуточное начало. Так, на одной из свадеб женщина, родня жениха, зашла в избу с лестницей на шее, на концах которой висели парни. Потом лестницу сняли, а на шею женщине положили барана.
К концу свадебного пира на столе под частушки плясали бабы, а жених бил тарелку «на счастье».
XI. На блины к тестю. «Подставные» молодые.
Молодых уводили в подклет, а утром показывали рубашку новобрачной. Если невеста оказывалась нечестная – бывало, что прикрывали, жених с невестой договаривались. А раньше мазали теще ворота дегтем.Наутро – сор мели, на сор бросали. Потом шли к невесте, к тестю на блины. За столом на месте молодых сидели «подставные». Подставные наряжались, чтобы смешно было
XII. Трубу ломать. Тещу катать. «Раскат».
На третий день гуляли у жениха. С утра кто-нибудь из мужиков лез на дом – трубу ломать, хозяевам надо было откупиться от него.
Окончание свадьбы, когда все уже расходятся, называется «раскат». Найдут какую-нибудь пилу, бакулку (деревянную чурку) и пилят.
Тёщу возили в сОгру (мелкий прибрежный кустарник на берегу реки), и там бросали. «В тележке подвезли и сбросили. Где? Прям у нас в деревне. Едешь в Бобровку, прям заворачиваешь – вода. Подъехали на тележке, сбросили, а зять вытаскивал». (З.К.Печенкина)
Т.Ю. Мартынова
Репертуар
1. "Ой, заря, ты зорюшка"
2. "Как с улицы метелица метет"
3. "Как во нынешнем во первом году"
4. "Отжилася наша Марьюшка у родимого батюшки"
5. "Верея моя, вереюшка"
6. " Как по погребу бочоночек катается"
7. "По лугу, лугу ходя голаб, ходя сизый"
8. "У нас Лёня не женат, Васильевич холостой"
9. "У ворот сосна зеленая"
10. "У рюмочки у серебряной"
11."Во горенке во новой"
12. "Благдарим да Лёнюшка"
13. "У девицы-красавицы"
14 "У нас в огороде хрен да капуста"
15. "Полно, полно вам, ребята, чужо пиво пити"
Носители традиций
1. Захарова Анна Никитична, 1917 г.р.
2. Корпусенко (девичья - Дергунова) Анна Кондратьевна, 1920 г.р.
3. Самойлова Наталья Константиновна, 1921 г.р.
4. Поминова (Самойлова) Софья Константиновна, 1923 г.р.
5. Гуляева Людмила Степановна, 1926 г.р.
6. Нартова Клавдия Александровна. 1926 г.р.
7. Штоль (Богомолова) Татьяна Кузьмовна, 1927г.р.. Мать – из Бобровки, бабушка – с Рязани.
8. Бархатова (Золотухина) Нина Васильевна, 1929 г.р.
9. Богомолова (Дергунова)Татьяна Кондратьевна, 1929 г.р.
10. Дедерер Мария Михайловна, 1931 г.р.
11. Гулидова Дарья Семеновна
12. Зырянова Нина Александровна, 1930 г.р.
13. Печёнкина Зоя Кузьмовна (сестра Штоль Т.К.), 1934 г.р.
14. Воробьёва Анна Михайловна, 1935 г.р..
Собиратели
Л.В. Куцан - 1980 г.
В.В. Асанов, Е.В. Тюрикова - 1982 г.
В.В. Асанов, Н.В. Леонова, Е.В.Тюрикова, Н.С. Кутафина, Т.Ю. Мартынова - 1983 г.
В.И. Байтуганов - 2002 г.
Экспедиции Областного центра русского фольклора и этнографии:
Т.Ю. Мартынова, А.Б.Суровяк. М.Картамышев, О. Молодцова - 2005 г.
Т.Ю. Мартынова, А.Б.Суровяк, Л.В.Суровяк, М.Картамышев, Г.П.Сайфутдинова - май, 2006 г.
Т.Ю. Мартынова, А Б.Суровяк - август, 2006 г.
Т.Ю. Мартынова, А.И. Мальцев, Т.Ю.Куликова, Е.Г. Абрамова - 2013 г.
О.А. Гурина и Отделение сольного и хорового народного пения Новосибирского музыкального колледжа - 20 фольклорных экспедиций в период 1986-2005 гг.
Исследователи
Публикации
В сборнике "Хорошие песни - в добрые люди" (вып. 2. Новосибирск, 2011 год) О. А. Гурина опубликовала три песни из Мышланки в записи 1986 года: "Во горенке во новой", "У Катюши муж гуляка", "У рюмочки у серебряной".
Пластинка "Традиционный песенный фольклор Западной Сибири. Фольклорный ансамбль села Мышланка Сузунского района Новосибирской области, фольклорная группа села Белое Карасукского района Новосибирской области" / Аннотация В. Асанова, Е. Тюриковой. – Мелодия, 1987, С20 25207 / 08 006
Формы фиксации
Фото
01-02 - Вечерочная "холостая" песня "У девицы-красавицы".
03 - Выступление ансамбля с. Мышланка на Пленуме Сибирского отделения Союза композиторов в большом зале Новосибирской государственной консерватории им. М.И.Глинки, декабрь 1982 год.
04 – «Как тебя зятюшка не розырвало…» Выступление ансамбля с. Мышланка в краеведческом музее, 1998 год.
05-06 – Свадебные песни. Выступление ансамбля с. Мышланка в краеведческом музее, 1998 год.
07 - "Как с улицы метелица метет". Выступление ансамбля "Родник" (с.Мышланка) на областном фольклорно-этнографическом фестивале "Сибирская глубинка", 2014 год.
08 - Икона из разрушенного мышланского храма Архангела Михаила
Аудио
Запись Л.В. Куцан, 1980 г.
01 - "Сватовство" (С.К.Поминова).
02 - "Девишник" (А.Н.Захарова).
03 - "ЗОрю отбивают" (Т.К.Штоль).
04 - "Веник" (С.К.Поминова).
05 - "Обыгрывание гостей на свадьбе". "Благдарим да Ленюшка". "Каравай бить" (Т.К.Штоль; Ансамбль; С.К.Поминова).
06 - "Ой, заря, ты зорюшка"
07 - "Как с улицы метелица метет"
09 - "Как по погребу бочоночек катается"
10 - "У рюмочки, у серебряной"
11 - "Верея моя, вереюшка" (С.К.Поминова).
Пластинка "Традиционный песенный фольклор Западной Сибири. Фольклорный ансамбль села Мышланка Сузунского района Новосибирской области, фольклорная группа села Белое Карасукского района Новосибирской области" / Аннотация В. Асанова, Е. Тюриковой. – Мелодия, 1987, С20 25207 / 08 006
12 - "У ворот сосна зеленая"
13 -" Во горенке во новой"
14 - "Полно, полно вам, ребята"
Организации, имеющие отношение к ОНН
Наименование: Новосибирский областной центр русского фольклора и этнографии
Тип ответственности: хранитель
Наименование: Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М.И.Глинки
Тип ответственности: хранитель