Объект 08: Радоницкие хороводы села Прямского
Место бытования ОНН: Маслянинский район, село Прямское
Организация: Новосибирский областной центр русского фольклора и этнографии
Номер: 08
Описание
Наиболее яркой отличительной чертой календарно-обрядового фольклора с. Прямское является активное бытование строго приуроченного жанра, который в настоящее время встречается чрезвычайно редко, – радоницких хороводов. Радоница (Радуница) – день поминовения умерших, один из древнейших славянских праздников, связанный с культом предков.. После Крещения Руси её стали отмечать на Фоминой неделе – в первое воскресенье после Пасхи либо в два следующих за ним дня. В с. Прямское Радоницу отмечают во вторник Фоминой недели: «Сейчас люди ходют ў любое время. Не задумываются. Но вапшэ-та, от Бога дано – сёдняшний день». Этому празднику придают большое значение, ждут его: «Я пока не съезжу – ночи не сплю. А потом уже всё хорошо. Вроде как на душе хорошо становится, и здоровья прибавляется. И ждём следующего года». Жители села отмечают долгую жизнь этой традиции, её преемственность: «Мама так делала, и я так же делала. И бабушка так же».
Весь радоницкий обрядовый комплекс распадается на две части. Первый этап начинается утром, когда все жители села идут на кладбище, к могилам своих предков, родственников и близких. Как и в старину, Радоница остается действительно всенародным праздником – даже сменившие место жительства обычно специально приезжают в этот день из других сёл и районов. Учитывая важное значение Радоницы, можно предположить, что прежде принято было надевать праздничную одежду; в настоящее время, судя по этнографическим видеозаписям, люди одеты в привычные, повседневные вещи.
У жителей села существует представление, что заходить на кладбище нужно обязательно через центральный вход: «Нада всегда захадить ў вароты», – поскольку именно у ворот их поджидают души близких. Если же человек проникнет на кладбище окольными путями, через прорехи в заборе, умершие могут его «не заметить», посчитать, что их никто не навестил, и обидеться. На кладбище принято вначале заниматься уборкой могил. Затем особое внимание уделяют украшению надгробий: на кресты или памятники повязывают белые вышитые полотенца – рушники, прямо на могильный холм расстилают нарядные скатерти. «У нас, наверно, только на нашем клабище так застилают. А вообще приходят и уходят как-то. А у нас вот так принято, всегда, ўсю жизнь». На эти скатерти и на столы, расположенные рядом с могилами, выкладывают обрядовую еду и питье для поминовения умерших. Обычно это традиционные пасхальные кушанья: пироги, оладьи, блины, мясные блюда и др., а также напитки – вино (например, кагор), водка. Обязательными являются крашеные яйца, которые катают ладонью по скатерти на могиле, а если скатерть не расстелена, то прямо по земле. Одно из яиц затем оставляют на могиле, остальные забирают с собой. Считается, что такие яйца приобретают обережные свойства: например, яйцо может уберечь дом от молнии, если его положить под крыльцо. На кладбище с. Прямское поминальная трапеза происходит за накрытым рядом с могилой столом. Таким образом живые разделяют трапезу с мёртвыми, вновь включают ушедших в другой мир в круговорот жизни. Яйцо здесь, как и в древние дохристианские времена, символизирует воскресение. Поскольку все односельчане хорошо друг друга знают либо связаны родственными узами, они «ходят в гости» от одной могилы к другой – поминают близких, угощаются, ведут разговоры. Нередко устраивают общий поминальный стол для большой группы людей. По окончании трапезы кроме крашеных яиц на могилах оставляют также конфеты, могут посыпать пшена для привлечения птиц.
Важно подчеркнуть, что к поминальной трапезе прямчане приступают только после её «освящения». Поскольку церкви в с. Прямское нет, а потребность в отправлении соответствующих ситуации обрядов присутствует, своеобразную роль «народного священника» взял на себя один из жителей села – Куриленко Сергей Иванович. Он явно имитирует церковный канон, связанный с поминовением: трижды обходит кладбище с самодельным кадилом – железной кружкой на палке, окуривая ладаном могилы, людей. Приближаясь к группам прямчан, находящимся на кладбище, он предлагает им трижды перекреститься и вдохнуть дым кадильницы: «Бярите. Не стесняйтеся. Креститься ўсе будем там…»; «Не торопитеся, перекреститеся. Это крест вы кладёте ўсемирный. Это не наш, а ўсего мира крест». Он же от имени всех односельчан произносит заупокойную молитву – неканоническую: «Всем умершим, на етом кладбишшэ, царство небесное, рай светлый, земля пухом. Дай Бог. А нам дай Бог здароўья – жить». С.И. Куриленко рассказывает о значении этого праздника следующим образом: «Христос васкрес! Ваистины васкрес! Христос васкрес! Ваистины васкрес! Обязательно, чтобы на кладбишшэ накрывали и христосовалися… Рад покойник, когда и караводы водют, песни поют, и в “две стенки” гуляють, и всё, поминають, и всё… Яны рады, покойники, что ета вот… Вот эта Радоница».
Второй этап радоницкого обряда с. Прямское соответствует известной поговорке: «На Радуницу утром пашут, днём плачут, а вечером скачут». В непосредственной близости от кладбища, прямо за его воротами, поют песни и водят хороводы, которые прямчане также называют караводы, карагоды. Радоницкие хороводы – строго приуроченный жанр; обычно их начинали водить на Радоницу и «играли» до самой Троицы. Как и совместная трапеза, хороводы выполняют объединяющую односельчан функцию: в них могут участвовать женщины и мужчины любого возраста. Лидирующую роль играет запевала ансамбля «Прямчаночка» Ананенко Елена Тимофеевна – «баба Лена». Она является признанным знатоком устройства обряда, хорошо помнит слова всех песен и вполне осознаёт важность выполняемой ею функции: «Начынаю я, и ваны тада ўсе знають. А як я нэ начынаю, и яны начать не могуть!»
Все прямские хороводы просты в хореографическом отношении – в основном, это круговые хороводы. Водить их можно в разные стороны, меняя направление движения: «Пеим, пеим, потом заворачиваемся… Куплеты два или три пропели и зачинаем уже на другий бок – так ходили». Единственным исключением является хоровод «Як на нашей на сторонке», который минимально орнаментирован. Раньше его исполняли следующим образом: на землю усаживали трёх мальчиков, на некотором расстоянии друг от друга, и вереница поющих двигалась между ними, огибая их: «как плетень заплетали». В настоящее время роль мальчиков нередко исполняют взрослые участники хоровода: они стоят, и вокруг них «заплетается» цепь танцующих. Эта песня примечательна также тем, что ею обычно открывали цикл радоницких хороводов.
Як на нашей на сторонке
Разбольша така удача.
Расхороший хмель родився,
Под кустиком завивався.
Вився, вився, завивався,
Кверху сада подымався.
Як пойду я, млада, в садик –
Я в садику разгуляюсь.
Нащиплю я, млада, хмелю,
Хмелюшеньку хмелявого.
Зазову я зятя в гости,
Зятюшеньку дорогого.
Пей, зятюшка, не спивайся,
Придёшь домой – не ругайся.
Не ругайся, не бранися,
Ляжись спати, обнялися.
Тексту этой песни свойственна типичная для данного жанра тематика: например, мотивы завивающегося хмеля, прогулки по садику. Во многих словесных текстах радоницких хороводов с. Прямское присутствует постоянный рефрен с характерными словами: ой, люшеньки-люли; люлюшеньки-люли; ой ли, ой да люли; и т.п., что также является отличительной чертой жанра. Ярким примером может служить песня «Одна девка бравая, в косе лента алая…»:
Одна девка бравая, в косе лента алая.
Ой ли, ой да люли, в косе лента алая.
А другая побравей, в косе лента поалей.
Ой ли, ой да люли, в косе лента поалей.
А третия молодая, про яе слава худая.
Ой ли, ой да люли, про яе слава худая.
Про яе слава худая, что с ребятами гуляя.
Ой ли, ой да люли, что с ребятами гуляя.
Я не знаю, як вас звать, по батюшку величать.
Ой ли, ой да люли, по батюшку величать.
Моё имя Катерина – московского купца дочь.
Ой ли, ой да люли, московского купца дочь.
Московского купца дочь. Уходи от меня прочь.
Ой ли, ой да люли, уходи от меня прочь.
Уходи от меня прочь – наступая тёмна ночь.
Ой ли, ой да люли, наступая тёмна ночь.
Радоницкие хороводы с. Прямское обычно исполняются в удобном для шага темпе; есть более медленные, спокойные и более подвижные, умеренно скорые песни. К таким подвижным хороводам относятся песни «Ой, там тёк-протёк белый ручеёк…», «Ой, як с па-зари, с па-зари…», «Одна девка бравая, в косе лента алая…». Скорость движения хороводного круга зависит от темпа песни. Ритмический рисунок мелодии при этом никак не влияет на характер движений водящих хоровод – они двигаются вне ритма напева, произвольно, не в ногу.
Музыкальной стилистике прямских хороводов свойственная плотная, насыщенная фактура звучания. многоголосие гетерофонного типа.
В настоящее время основными носителями традиции в селе Прямское следует считать участников певческой группы «Прямчаночка» при Доме культуры (ансамбль существует уже более 20 лет; заведующая ДК и художественный руководитель ансамбля – Ковалёва Валентина Юрьевна). Безусловным лидером группы, запевалой и «записной книжкой» в одном лице является Ананенко Елена Тимофеевна. В течение последних лет певческая группа с. Прямское пополняется новыми, более молодыми исполнителям. «Прямчаночка» активно взаимодействует с другими фольклорными коллективами – сельскими и городскими. Хороводы с. Прямское включены в репертуар ансамблей «Русский клуб» (г. Бердск, руководитель В. Лахненко) и «Венец» (г. Новосибирск, руководитель Л. Суровяк). Регулярно сотрудничает с ансамблем с. Прямское Светлана Дукальская (с. Маслянино Новосибирской области). Коллективы под её руководством – детский «Жаворонушки» при школе искусств и взрослый «Горлинка» при районном Доме культуры – можно считать преемниками «Прямчаночки»; они постоянно приезжают в с. Прямское для того, чтобы записать репертуар «Прямчаночки», выяснить этнографические подробности бытования песен, реконструировать сохранившиеся обряды.
Все перечисленные коллективы, а также и другие фольклорные группы периодически встречаются с певческой группой «Прямчаночка» на сцене – во время фольклорных фестивалей (например, «Сибирская глубинка») или совместных концертов. Например, на творческой встрече с «Прямчаночкой», состоявшейся в ноябре 2005 г. в НГК им. М.И. Глинки, несколько песен из репертуара группы прозвучали в исполнении ансамбля «Венец» (г. Новосибирск) – в том числе радоницкий хоровод «А выходьте, девочки, вы на улку гуляти…» :
А выходьтя, девочки, вы на улку гуляти.
Люли, люлюшеньки, вы на улку гуляти.
А выносьтя, девочки, соловья на ручачках.
Люли, люлюшеньки, соловья на ручачках.
Соловей-то щабеча, а всю правдачку кажа.
Люли, люлюшеньки, а всю правдачку кажа.
А не быть жа калины солодей да малины.
Люли, люлюшеньки, солодей да малины.
А не быть же свёкору а як родному батьке.
Люли, люлюшеньки, а як родному батьке.
А не быть же деверю а як родному брату.
Люли, люлюшеньки, а як родному брату.
Дайнеко Т.В. , Мартынова Т.Ю.
Репертуар
«Ты, утица…»
« Я с по-морю…»
«Як у майво таточки…»
«А в барина хороша была жена…»
«А выходьте, девачки, вы на улку гулять…»
"Як на нашей на сторонке"
"«Собирались девчаты…»
«Скоро еду во Китай…»
«Хоровод веду да не выведу…»
«Ой, як с па-зари, с па-зари…»
«Одна девка бравая, в косе лента алая…»
«Ой, там тёк-протёк белый ручеёк…»
Носители традиций
Вокальный ансамбль «Прямчаночка». Состав:
Ананенко Елена Тимофеевна, 1926 г.р., родилась в с. Прямское, отец родом из Черниговской губернии, мать – с Брянщины; запевала ансамбля;
Гусельникова Мария Викторовна, 1936 г.р.;
Дережинцева Лидия Петровна, 1953 г.р.;
Киркоро Варвара Михайловна, 1929 г.р., родилась в с. Прямское, родители из Черниговской губернии;
Киркоро Владимир Филиппович, 1918 г.р., родился в с. Прямское, родители из Черниговской губернии, д. Страговская Буда;
Ковалёва Валентина Юрьевна, 1959 г.р., художественный руководитель ансамбля;
Ковалёва Серафима Фёдоровна, 1930 г.р., родилась в с. Прямское, родители из Черниговской губернии;
Майорова Александра Николаевна, 1919 г.р., родители из Чернигова и Волыни;
Новикова Лидия Фёдоровна, 1946 г.р.;
Понуровская Анна Васильевна, 1929 г.р.;
Прудникова Екатерина Владимировна, 1946 г.р.;
Садохина Александра Андреевна, 1931 г.р.;
Садохина Валентина Алексеевна, 1938 г.р.;
Туняк Вера Викторовна, 1937 г.р.;
Хоменок Мария Степановна, 1936 г.р., родилась в с. Прямское, родители из Черниговской губернии;
Щедилова Галина Карповна, 1940 г.р.
Собиратели
1989 г. - Лахненко Владимиром Николаевичем, руководитель фольклорного ансамбля «Русский клуб» (г. Бердск Новосибирской области).
1999 г. – экспедиция Маслянинского краеведческого музея, в составе которой работали Микова Лариса Витальевна и Дукальская Светлана Юрьевна. Аудиокассеты с материалами экспедиции хранятся в Маслянинском краеведческом музее.
2003 г. – экспедиция Новосибирского областного центра русского фольклора и этнографии (совместно со Святоалексеевской школой традиционной культуры при православном приходе в честь царя-мученика Николая), участники: Суровяк Любовь Викторовна и Суровяк Алексей Богуславович. Аудиозаписи и фотографии хранятся в Архиве Новосибирского областного центра русского фольклора и этнографии (НОЦРФиЭ).
2005 г. – экспедиция Новосибирского областного центра русского фольклора и этнографии, состав: Мартынова Татьяна Юрьевна, Суровяк Алексей Богуславович, Молодцова Ольга Владимировна, Картамышев Михаил Сергеевич. Аудио- и видеоматериалы хранятся в Архиве НОЦРФиЭ.
2005 г. – запись выступления певческой группы «Прямчаночка» в Малом зале Новосибирской государственной консерватории (академии) имени М.И. Глинки. Аудио- и видеоматериалы хранятся в Архиве традиционной музыки НГК и Архиве НОЦРФиЭ.
2013 г. – экспедиция НОЦРФиЭ в составе: Мартынова Татьяна Юрьевна, Суровяк Любовь Викторовна, Мальцев Алексей Иванович. Аудио- и видеоматериалы хранятся в Архиве НОЦРФиЭ.
Исследователи
Дайнеко Т.В. Радоницкие хороводы черниговских переселенцев Сибири и Дальнего Востока. /Мельниковские чтения: Материалы седьмой межрегиональной научно-практической конференции. – Новосибирск, изд. НГОНБ, 2015. – С. 18-25.
Дайнеко Т.В. Радоницкие хороводы Маслянинского района Новосибирской области. / Народная культура Сибири: Материалы XXIII научно-практического семинара Сибирского регионального вузовского центра по фольклору. Омск: Изд-во ОМГПУ, 2015. – С. 197-204.
Формы фиксации
Фото
01 - Украшение могил и раскладывание ритуальной еды. Радоница на кладбище с. Прямское Маслянинского района Новосибирской области. 3 мая 2011 г. Фото Ю.С. Ковальчук. Фото хранится в личном архиве Ю.С. Ковальчук.
02 - Надмогильный крест, украшенный вышитым рушником. Радоница на кладбище с. Прямское Маслянинского района Новосибирской области. 3 мая 2011 г. Фото Ю.С. Ковальчук. Фото хранится в личном архиве Ю.С. Ковальчук.
03 - С.И. Куриленко окуривает ладаном кладбище на Радоницу. Село Прямское Маслянинского района Новосибирской области. 3 мая 2011 г. Фото Ю.С. Ковальчук. Фото хранится в личном архиве Ю.С. Ковальчук.
04 - Ансамбль «Прямчаночка» и жители села Прямское Маслянинского района Новосибирской области – радоницкий хоровод за воротами кладбища. 3 мая 2011 г. Фото Ю.С. Ковальчук. Фото хранится в личном архиве Ю.С. Ковальчук.
05 - Хоровод за воротами кладбища. 3 мая 2011 г. Фото Ю.С. Ковальчук. Фото хранится в личном архиве Ю.С. Ковальчук.
06 - Радуницкий хоровод на сцене Новосибирской государственной консерватории (академии) им. М.И. Глинки, Ансамбль «Прямчаночка» и ансамбль «Венец» (г. Новосибирск), ноябрь 2005 г. Фото Картамышева М.С.
Аудио
01 - Хороводная «Як на нашей на сторонке…». Исполняет ансамбль «Прямчаночка» и ансамбль «Венец» (г. Новосибирск). Записано в ноябре 2005 г. в г. Новосибирске, в Малом зале Новосибирской государственной консерватории (академии) им. М.И. Глинки, во время творческой встречи-концерта ансамбля «Прямчаночка». Звукорежиссер В.Д. Мурин. Запись хранится в Архиве традиционной музыки НГК им. М.И. Глинки: А0230, № 16.
02 - Хороводная «Одна девка бравая, в косе лента алая…». Исполняет ансамбль «Прямчаночка». Записано в ноябре 2005 г. в г. Новосибирске, в Малом зале Новосибирской государственной консерватории (академии) им. М.И. Глинки, во время творческой встречи-концерта ансамбля «Прямчаночка». Звукорежиссер В.Д. Мурин. Запись хранится в Архиве традиционной музыки НГК им. М.И. Глинки: А0230, № 22.
03 - Хороводная «Ой, там тёк-протёк белый ручеёк…». Исполняет ансамбль «Прямчаночка». Записано в ноябре 2005 г. в г. Новосибирске, в Малом зале Новосибирской государственной консерватории (академии) им. М.И. Глинки, во время творческой встречи-концерта ансамбля «Прямчаночка». Звукорежиссер В.Д. Мурин. Запись хранится в Архиве традиционной музыки НГК им. М.И. Глинки: А0230, № 20.
04 - Хороводная «А выходьте, девочки, вы на улку гуляти…». Исполняет ансамбль «Венец», художественный руководитель Л.В. Суровяк. Записано в ноябре 2005 г. в г. Новосибирске, в Малом зале Новосибирской государственной консерватории (академии) им. М.И. Глинки, во время творческой встречи-концерта ансамбля «Прямчаночка». Звукорежиссер В.Д. Мурин. Запись хранится в Архиве традиционной музыки НГК им. М.И. Глинки: А0230, № 12.
Видео
01 - «Хоровод веду да не выведу». Фрагмент фильма «Радоница» (2012) – режиссёр Юлия Станиславовна Ковальчук (научный сотрудник отдела музееведения Института археологии и этнографии СО РАН), оператор А. Курочкин. Этнографические съёмки. Дебют на Шестом Международном фестивале визуальной антропологии «Камера-посредник, 2012», фильм завоевал третье место. Данная работа находится в открытом доступе: https://youtu.be/mW_woyv-Nls
02 – «Как на нашей на сторонке». Фрагмент фильма «Фольклорный ансамбль “Прямчаночка” с. Прямское Маслянинского района» (2008) – режиссёр Светлана Юрьевна Дукальская, видеосъёмка С.В. Дукальского. В фильме представлены фрагменты реконструкции радоницких хороводов.
Организации, имеющие отношение к ОНН
Наименование: Новосибирский областной центр русского фольклора и этнографии
Тип ответственности: хранитель
Наименование: Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М.И.Глинки
Тип ответственности: хранитель