Объект 02: Святочные хороводы старообрядцев Васюганья
Место бытования ОНН: Северный район, села Бергуль, Платоновка Северного района, село Макаровка Кыштовского района
Организация: Новосибирский областной центр русского фольклора и этнографии
Номер: 02
Описание
Архивные данные позволяют назвать предками конфессионально-этнографической группы старообрядцев Васюганья северных русских из Новгород-Псковского края и Москвы, мигрировавших в начале XVIII в. после церковной реформы на территорию Латвии, Литвы, Белоруссии. В 1903 году из Витебской губернии Белоруссии (Дриссенский. Полотский уезды) и Виленской губернии Литвы (села Ластовичи, Королевичи, Глубокое) они переселились в Сибирь (села Бергуль, Платоновка, Морозовка Северного района, село Макаровка Кыштовского района). Несмотря на значительное влияние белорусской культуры старообрядцам на момент переселения в Сибирь удалось сохранить певческие и хореографические традиции прародины.
В фольклоре васюганских старообрядцев календарные жанры сохранились и присутствуют в минимальном количестве. Записаны единичные образцы - волочебные, колядки, а также приуроченные к масленице и Троице. Функцию календаря взяли на себя хороводы, сохранившиеся в комплексе текстового, музыкального и танцевального элементов.
Васюганские хороводы делятся по времени вождения на весенне-летние и зимние. Зимние в народе назывались «святочными» , так как водили их исключительно на святочных вечерках– от Рождества до Крещения. В отличие от бытовых посиделок, работать на святочных категорически запрещалось.
«Вот такие у нас были вечары́ после Рожаства. две недели до Хрещения. Было грех работать. Мы та́ко праздновали. Пойдём на вячорки, поём песни такие - караводные, танцевальные. Ходим все, собрамшись, поём, и парни с на́мы, девушки уси… Ну, у квартерах попросимся. Кто-то пустит нас на квартеру, там и проводим. Клуба же не было у нас. Потом сидим, играем там и танцуем, поём… «Просу сеяли» и «Лён», и «Кубика» шли, и «Фалимона» жанили… » (Старкова Е.Д., с. Бергуль, 1980г.).
На святочных вечерках царила более свободная обстановка, способствующая общению, знакомству молодежи, здесь можно было выбрать себе пару по душе.
Святочные хороводы четко делятся по тематике на аграрные (трудовые), свадебные (выбор пары - невесты, жениха), шуточно-сатирические. Именно в таком порядке они обычно и водились на вечерках.
Начинали вечерку обычно аграрные хороводы - «Просо», «А мы сеяли лён». Как дань новолетию надо было вспомнить о необходимых сельскохозяйственных работах
- А мы просу сеяли, сеяли.
Э, люли, люли, сеяли, сеяли.
- А мы просу вытопчем, вытопчем.
Э, люли, люли, вытопчем, вытопчем.
- А чем жа ж вы вытопчите, вытопчите?
Э, люли, люли, вытопчите, вытопчите.
- А мы коней выпустим, выпустим.
Э, люли, люли, выпустим, выпустим .
- А мы коней зловим жа, зловим жа.
Э, люли, люли, зловим жа, зловим жа.
- А чем жа ж вы зловите, зловите?
Э, люли, люли, зловите, зловите.
- А мы шелковым неводом, неводом.
Э, люли, люли, неводом, неводом.
Арграрные хороводы можно было водить не только зимой, но и весной, непосредственно перед началом пахоты и сева. Но на улице и в доме они бытовали в разных хореографических формах. Зимние варианты более компактны, ограничены пространством деревенской избы. Например, зимний «Лён» – круговой, с показом всех видов работы (с. Макаровка).
Хороводы свадебной тематики водятся «стенка на стенку» («Бояры», «Пущу я кубел под гору», «Ходит и едет Фалимон», «Как на нашем на поле»), либо кру́гом ("Что во полюшке шатер", "Как во городе царевна", "Хожу я гуляю").
В некоторых хороводах упоминаются конкретные имена девушки и парня, что сближает их с вечерочными песнями:
Йграет - не йграет Лукерьюшка-душа.
Тешит- не тешит Славу-молодца.
Шуточные и сатирические («На новой на мостырь становился», «Ай, бабы нет») включают в себя элементы народного театра.
В настоящее время святочные хороводы старообрядцев Васюганья бытуют в сценических условиях в исполнении коллективов-преемников традиции («Вечерка», «Ленок» - с. Бергуль, «Добродея» - с. Северное), а также в иных селах и городах Сибири и России.
Репертуар
- А мы просо сеяли
- Уж мы сеяли лен
- Пущу я кубел под гору
- Ходит и едет Фалимон
- Как на нашем на поле
- Бояре, а мы к вам пришли
- Как во городе царевна
- Вот как мой мужичок
- Хожу я гуляю вдоль по хороводу
- Сам пойду во Йван-город каменный
- На новой на мостырь становился
- Ай, бабы нет
Носители традиций
с. ПЛАТОНОВКА
Сестры Хмелевы (родители из села Залесье Глубоковский уезд Виленская губерния)
1. Хмелева Христинья Васильевна. 1915 г.р.
2. Якимова (Хмелева) Анисья Васильевна, 1917 г.р.
3. Арманчева (Хмелева) Анна Васильевна, 1932 г.р.
4. Грибковская (Хмелева) Елена Васильевна, 1923. г.р.
5. Григорьева (Хмелева) Татьяна Васильевна, 1925 г.р.
6. Демчихина (Хмелева) Евдокия Васильевна, 1930 г.р.
Сестры Халява (родители из с. Залесье)
1. Халява Александра Панфиловна, 1920 г.р.
2. Халява Ульяна Панфиловна, 1918 г.р.
Сестры Атопкины (родители из с. Ластовичи Глубоковский район Глубоковский уезд Виленская губерния):
1. Гнутова (Атопкина) Лукерья Васильевна, 1922 г.р.
2. Атопкина Матрена Васильевна, 1918 г.р.
с. БЕРГУЛЬ
Савастеева Васса Ивановна, 1904 г.р.
Клещенко Ульяна Маркеловна. 1906 г.р.
Молокова Дарья Амбросимовна, 1910 г.р.
Степанова Устинья Андреевна, 1910 г.р.
Савастеева Васта Макаровна, 1913 г.р.
Савастеева Клавдия Макаровна, 1918 г.р.
Старкова Евдокия Даниловна, 1914 г.р.
Трофимова (Лопаева) Ульяна Романовна, 1915 г.р.
Сидорова Зоя Ивановна, 1918 г.р.
Голубцова Христинья Савельевна, 1919 г.р
Голубцова (Кутузова) Татьяна Филаретовна, 1919 г.р
Осипова Секлетинья Ефимовна, 1922 г.р., (родители из с. Глубокое)
Белова Анна Максимовна,
Белова Ксения Винакеевна (Винальевна), 1927 г.р
Гайдукова Мария Тимофеевна, 1930 г.р
Собиратели
М.Н.Мельнников
В.Г. Захарченко
С.В.Смоленцева
Н. Скрягина
Л.В. Куцан
В.В.Асанов (1982-1984, 1995
Т.Ю. Мартынова (Бергуль:1983-1985, 2010-2013, Северное 1984-1985, 1992-1993, 2010-2013, Макаровка 2013).
Н.С.Кутафина (Бергуль: 1983-1984, Северное:1990-е годы)
Л.В.Суровяк (Бергуль: 1995, Северное: 1990-е годы - ежегодно)
В.И.Байтуганов (Макаровка: 1983, 1993-1995 г.)
Е.Ф.Фурсова
Исследователи
Публикации
1. Мельников М.Н., Смоленцева С.В., Лямкин В.В.Песни села Бергуль: Песни, сказания, частушки, детский фольклор. - Новосибирск, 1996.
2. Мельников М.Н. Васюганье: путь в никуда? - Новосибирск, 1989 (С. 90-103: раздел "По край света").
3. Хрестоматия сибирской русской народной песни. Детский народный календарь /Сост. В.И. Байтуганов, Т.Ю. Мартынова. - Новосибирск, 2001 - (сс. 35-40).
4. "Шла коза по мостику". Детский фольклор. // Сост. и ком. Ю.Ю. Басаева, Т.Ю. Мартынова. - Новосибирск, 2012. - (сс. 64, 68-69, 71-73).
Формы фиксации
Видео
1. «Бояры». В хороводе принимают участие фольклорный ансамбль с. Северное и Ансамбль сибирской народной песни (рук. В.Асанов). Запись В.Асанова, 1994 г.
2. "Сам пойду во Йван-город каменный". Исполняет ансамбль с. Северное. Запись В.Асанова, 1994 г.
3. «Там ехали купцы с Москвы». В хороводе принимают участие фольклорный ансамбль с. Северное и Ансамбль сибирской народной песни (рук. В.Асанов). Запись В.Асанова, 1994 г.
4. "Ай, бабы нет". В хороводе принимают участие фольклорный ансамбль села Бергуль "Вечёрка" (рук. Р.А.Хохлова), фольклорный ансамбль села Северное "Зорюшка" (рук. С.Г.Осипов) и Ансамбль сибирской песни ОЦРФиЭ (рук. Т.Ю.Мартынова).
Аудио
01 - "А мы сеяли лен", с. Бергуль, экспедиционная запись В.В.Асанова, 1983 г.
02 - "Вот как мой мужичок", с. Бергуль, экспедиционная запись Л.В.Куцан, 1980 г.
03 - "Бояре, а мы к вам пришли", с. Северное, экспедиционная запись В.В.Асанова
04 - "Пущу я кубел под гору"
05 - "Что во полюшке шатер"
06 - "А мы просо сеяли", с. Макаровка Кыштовского района, экспедиционная запись В.И.Байтуганова, 1985г.
07 - "Как на чистом на поле", с. Бергуль, экспедиционная запись Л.В.Куцан, 1980 г.
Фото
Участницы ансамбля села Северное. Фото В.В.Асанова, 1985 г.