Объект 13: Вечерочные песни села Балман
Место бытования ОНН: Куйбышевский район, село Балман
Организация: Новосибирский областной центр русского фольклора и этнографии
Номер: 13
Описание
Балман – одно из самых известных сел Новосибирской области. В переводе на русский язык слово «Балман» означает медовое озеро. Точных сведений о дате основания села нет. Первое упоминание о нем относится к началу XIX века (по сведениям новосибирского историка А.Д. Садырова, в регистрационной книжке за 1802 год есть запись о деревне Балманской). Со слов жителей можно предположить, что село основано приблизительно в конце XVIII века первыми русскими поселенцами на берегу реки Оми (правом притоке Иртыша), вблизи озера Балман и названо его именем.
В районе балманцев называют «чалдонами», то есть старожилами. В Сибири, говоря о чалдонах, нередко подразумевают обычно казачье происхождение поселенцев, вот и Балман иногда связывают с казаками. Неизвестно, было ли поселение основано ими. По сведениям конца XIX- начала XX века казаки здесь были только ссыльные, с Северного Кавказа. Среди же более ранних поселенцев были, в основном, крестьяне.
Народные песни села Балман имеют много общих стилистических черт с песнями других старожильческих сёл верхнего течения Оми: Зонова, Безменова, Горбунова, Осипова.
Село Балман — очень музыкальное село, это своеобразный Сибирский песенный Палех.
Вечерочные песни наряду с хороводными и лирическими составляют ядро песенной системы села Балман. Вечерочные песни являются сезонно приуроченными и противопоставлены в традиции хороводным, как зимние песни - весенним.
Вечерки – это традиционные собрания молодежи для совместного проведения досуга.В старожильческих сибирских селах вечерки проводились только зимой на святках, с Рождества до Крещения, т.е. с 25 декабря по 6 января (старого стиля). Однако в большинстве сибирских сел возможно было исполнение вечерочных песен на протяжении всей зимы на праздничных и рабочих молодежных посиделках. В Балмане же традиционно вечерочные песни исполнялись только на святочных и, что является местной особенностью, на свадебных вечерках. В советский период происходит изменение понятия: со слов балманского гармониста А.П. Шлюбченко – весной и летом «ходили к ветряной мельнице и там проводили вечерку» (т.е. молодежное гуляние).
В Балмане на святках молодежь договаривалась с хозяйкой, откупали дом на две недели. В оплату за дом собирали хозяйке дрова, керосин, деньги, хлеб. Иногда хозяйка уходила ночевать к соседям, чтобы не стеснять молодежь. На первую святочную вечерку парни обязательно собирали девушек, отпрашивали их у родителей. Обходили все дома, где были девки, подходящие по возрасту (ровесники).
В селе одновременно было несколько вечерок, различавшихся по возрастному составу. Подростки и малыши собирались отдельно от молодежи брачного возраста. Нередко малыши присутствовали на взрослой вечерке, подглядывая за старшими с полатей. На вечерке садились все вперемешку. Если изба была тесной – допускалось сидение на полу, на коленях друг у друга.
Программа молодежных собраний не была четко регламентирована. Первой песней всегда была «Что во Томской, во губерни». Заканчивалась вечерка, как правило, песней «Полно, полно, нам ребята». Остальные песни, в которых «припевали» парней к девушкам и наоборот, а также шуточные исполнялись в любой последовательности, чередуясь с играми и танцами.
Вечерочные могли водить кругом (на вечерке могли исполнять и круговые хороводные песни, к примеру «Ты заря моя, ты зоренька»), а могли свободно под них приплясывать или исполнять сидя. Условно их можно разделить на круговые, проходочные и сидячие. В круговых большей частью ходили только парень с девушкой, а остальные участники вечерки сидели (так как размер избы часто не позволял водить хороводы с большим количеством участников).
Для Балмана более типичны долгие многострофные вечерочные песни в умеренном темпе, с развернутым сюжетом, который разыгрывается участниками вечерки.
Уж как за двором, двором трава мятая растёт.
Яли-яли, да лю-ли, трава мятая растёт.
Ещё кто эту траву примял, притоптал?
Что примяли, притоптали, три боярина гуляли.
Первый барин - дворянин у нас Коленька.
Второй барин - дворянин у нас Васенька.
Третий барин – дворянин у нас Сашенька.
Как за двором, за двором трава мятая растёт.
Ещё кто эту траву примял, притоптал?
Что примяли, притоптали три боярыни гуляли.
Перва барыня – дворянка у нас Оленька.
Втора барыня – дворянка у нас «Светачка.
Третья барыня – дворянка у нас Танечка.
Во время исполнения этой песни три пары ходили по кругу. В конце песни пары, находившиеся в кругу, целовались, а остальные участники вечерки весело приговаривали: «На заборе воробей – целоваться не робей!».
«Поцеловошные» песни составляют особую группу в репертуаре сибирских вечерок. В тексте же балманских песен указание на поцелуй встречается скорее как исключение: «с целованья губы трескаются» («Я ходила по бережку»), «поцелуй ее столь милешенько» («Я качу кольцо»). Чаще используется словесная приговорка «Ураза, ураза, целоваться три раза».
Вечерочные песни имели для современников нравоучительное, познавательное и историко-информативное значение. Это своеобразная энциклопедия народной жизни, где смысл иногда понятен сразу, а иногда читается между строк, через символику образов, как например, в песне «Я ходила по бережку». С тонким юмором, без прямого осуждения или прямо названного действия создается образ непутевой девушки, которая вместо работы «ловит белу рыбку для себя» (образ пойманной рыбы в народной символике обычно связан с беременностью). Т.е. девушка поутру гуляет без дела, «ловит» молодцев, о чем и доложили матушке ребята. Рассерженная матушка отправила нерадивую дочку полоть капусту. Капусту обычно сажали поблизости от реки. Девушка
«попалывает» (иронический оттенок), с надеждой поглядывая на солнце – высоко ли взошло (капусту пололи, пока солнце невысоко стояло над горизонтом). А солнца все не видать – туман закрывает, вот беда – когда же домой? Купец из лавочки пытается прельстить красавицу отрезом ткани. Ей «китаечки хочется, молодца любить не хочется» (замуж не собирается или хочет за другого).
На старожильческих вечерках бытовали либо простые типовые напевы плясового характера (варианты «Камаринской» или «Барыни») либо распевные мелодии, близкие лирическим песням.
Песни плясового характера исполняются на политекстовые напевы, то есть на напевы, с которыми звучат разные словесные тексты.
Выделяются три основных политекстовых напева. На один из них исполняются песни «Я ходила по бережку», «Подрался баран с козлом», «Ты шкатулка, шкатулка моя», на второй - «Из-за гор гусей гнала», «Как на печке, на припечке», «Как за двором, за двором» и др., на третий – «Я качу кольцо», «Я охоча была». Кроме песен на вечерках плясали под гармошечные наигрыши, в частности, под «Камаринскую».
Между вечерочными и хороводными в Балмане нет жесткой границы. На вечерках возможно было исполнять некоторые летние хороводы (напр., «Ты заря моя, ты зоренька»). В то же время «Подойду, подойду к Колывану-городу» (по смыслу - святочный хоровод) нередко исполняли на троицких гуляниях. «Что во Томской во губерни» по мелодике и ритмике, по характерному обрыву в конце куплета напоминает круговые хороводы «в ногу, под локоток» (ср.: «Ты заря моя, ты зоренька»). Более того, возможно исполнение на один напев песен, относящихся к разным жанрам (своеобразная «межжанровая» политекстовость). Так, например, на один напев исполнялась хороводная «Я кроила рубашку» и вечерочная «Ты Анютка маленька», хороводная «Я охоча была» и вечерочная «Я качу кольцо».
Вечерка с исполнением традиционных для нее песен в Балмане входила в свадебный обряд. Она была приурочена к периоду, который назывался девичником и длился примерно неделю: утром и днем девушки собирались у невесты, готовили ей приданое, а вечером девушки с песнями катались по деревне на лошадях, после чего возвращались в дом невесты играть свадебную вечерку, которая начиналась после прихода жениха и его друзей. Свадебные вечерки почти ничем не отличались от святочных. На них так же пелись собственно вечерочные песни, сопровождаемые игрой и плясками.
В настоящее время вечерочные песни села Балман активно используются в творческой деятельности фольклорных ансамблей, студий, кружков города, области при проведении святочных вечерок и фольклорно-этнографических фестивалей. Кроме того, вечерочные песни входят в программы ряда учебных заведений региона (например, Новосибирский педагогический университет, Новосибирский областной колледж культуры и искусств).
Вечерочные песни села Балман были выявлены во время Областного смотра сельской художественной самодеятельности в 1964 г. В 1966 г. Виктор Гаврилович Захарченко записал в селе свыше 50 песен.
Носителями традиций в это время были: Носоненко Мария Игнатьевна (1910 г.р.), Костюкова Прасковья Яковлевна (1909 г.р.) Носова Нина Григорьевна (1924 г.р.), Гасперская Тамара Васильевна (1926 г.р.), Бойкова Роза Карловна (1934 г.р.), Ловцова Дарья Григорьевна (1926 г.р.), Достовалова Матрена Николаевна (1915 г.р.), Гребенщикова Анна Митрофановна (1909 г.р.).
В последующие годы запись песенного фольклора в селе проводилась большим кругом собирателей: Асановым В.В., Мартыновой Т.Ю., Кутафиной Н.С., Суровяк Л.В., учащимися фольклорно-этнографического отделения Новосибирского областного колледжа культуры и искусств, студентами Новосибирского педагогического университета и другими.
Мартынова Т.Ю.
Репертуар
1. Что во Томской во губерни.
2. Я качу, качу золото кольцо.
3. Ты шкатулка, шкатулка моя.
4. Я ходила по бережку.
5. Как на печке, на припечке.
6. Как за двором, за двором.
7. Подрался баран с козлом.
8. Из-за гор гусей гнала.
9. Я скакал бы, я плясал бы.
10. Ты Анютка маленька.
11. Поедем, жена, во Китай-город гулять
12. Затопила печку в хате
13. Три-то молодца, три хорошеньких
14. Как по нашему полу крашеному
15. На базаре, на торгу
Носители традиций
1. Носоненко Мария Игнатьевна, 1910 г.р.
2. Костюкова Прасковья Яковлевна, 1909 г.р.
3. Носова Нина Григорьевна, 1924 г.р.
4. Гасперская Тамара Васильевна, 1926 г.р.
5. Бойкова Роза Карловна, 1934 г.р.
6. Ловцова Дарья Григорьевна, 1926 г.р.
7. Достовалова Матрена Николаевна, 1915 г.р.
8. Гребенщикова Анна Митрофановна, 1909 г.р.
Собиратели
Захарченко В.Г.
Мельников М.Н.
Мартынова Т.Ю.
Асанов В.В.
Кутафина Н.С.
Суровяк Л.В.
Публикации
Песни села Балман / сост. В.Г. Захарченко. - Новосибирск, 1969. - Новосибирский областной дом народного творчества.
В.Захарченко. М.Мельников. Свадьба Обско-Иртышского междуречья. - Новосибирск, 1983. - сс. 8-29.
Хороводные и вечерочные песни села Балман / сост., нотир. и комментарии Т.Ю.Мартыновой. - Новосибирск , 2019. – Новосибирский областной центр русского фольклора и этнографии.
Поют народные исполнители. Народный хор с. Балман Новосибирской области. Рук. Н. Носова / Аннотация В.Г. Захарченко. – Мелодия, 1977, С20 08535/36
Формы фиксации
Фото
01 -Первые участники фольклорного ансамбля с.Балман: Е.Н. Михайлова, Н.Г. Носова, З.Ф. Носова, М.И. Носоненко, А.Г. Пухова. 1965 год.
02 – Вечерочную песню исполняет ансамбль «Нареченька» (рук. Т.В.Ноздренко). 2013 год. Фото А.И.Мальцева
Аудио
01 –«Ой да, что во Томской во губерни» (пластинка Поют народные исполнители. Народный хор с. Балман Новосибирской области. Рук. Н. Носова / Аннотация В.Г. Захарченко. – Мелодия, 1977, С20 08535/36)
02 – «Я качу кольцо» (пластинка Поют народные исполнители. Народный хор с. Балман Новосибирской области. Рук. Н. Носова / Аннотация В.Г. Захарченко. – Мелодия, 1977, С20 08535/36)
03 -«Во горенке во новой» (пластинка Поют народные исполнители. Народный хор с. Балман Новосибирской области. Рук. Н. Носова / Аннотация В.Г. Захарченко. – Мелодия, 1977, С20 08535/36)
04 - «Из-за гор гусей гнала». Зап. в 1985 г. Т.Ю.Мартыновой, А.В.Пашкиной, И.А.Овчинниковым.
05 - «Я скакал бы, я плясал бы». Зап. в 1985 г. Т.Ю.Мартыновой, А.В.Пашкиной, И.А.Овчинниковым.
06 - «Я ходила по бережку». Зап. в 1985 г. Т.Ю.Мартыновой, А.В.Пашкиной, И.А.Овчинниковым.
Организации, имеющие отношение к ОНН
Наименование: Новосибирский областной центр русского фольклора и этнографии
Тип ответственности: хранитель