Объект 07: Украинские песни села Белого
Место бытования ОНН: Карасукский район, село Белое
Организация: Новосибирский областной центр русского фольклора и этнографии
Номер: 07
Описание
В селе Белом Карасукского района проживают потомки переселенцев, прибывших в Сибирь в 1896-1897 годах из села Свобка Полтавской губернии. Здесь, как и в других подобных селах, широко распространено украинско-русское двуязычие. При этом украинская речь значительно русифицирована, русская имеет заметную украинизированную фонетическую окраску благодаря фрикативному «г», оканью и т.п..
Село Белое богато музыкально-певческими традициями. Самым заметным явлением в фольклорной «истории» села была певческая группа, которая сложилась на основе производственной бригады и поддерживалась тесными родственными и дружескими связями. Бытовая «компанейская» группа в праздничные и особо торжественные моменты превращалась в концертно-сценический коллектив. В период активных выступлений певческой группы (1970—е – 1980-е годы) исполнительницы называли себя ансамблем «Улляна» по имени лидера группы, лучшей песельницы села Ульяны Захаровны Синельник.
Основную часть репертуара составляют традиционные украинские песни, а также песни позднего формирования, в которых ощутимо взаимопроникновение украинской и русской песенности.
Традиционный пласт включает в себя обрядовые песни календарного цикла: колядки, щедровки, меланки. Особенно любима меланка "Що в Юросолимi", составлявшая музыкальную основу новогоднего развлечения-поздравления. С пением меланки по селу ходила шумная и веселая ватага, которую составляли: Меланка - переодетый "дiвчиною хлопець", Василько - когда парень, а когда и переодетая девушка; три-четыре "москаля" - парни, ряженые солдатами; дед - мужчина, одетый "як дiд Мороз", имевший при себе мешок для подарков и большую палку, чтобы собак отгонять. Календарь беленцев дополняют веснянки и петривка. Среди обрядовых песен семейного цикла - колыбельные и свадебные (величальные, корильные, завивальные и др.).
Из необрядовых жанров в репертуаре представлены историческая, балладные, социально-бытовые ("наймицька", чумацкая, козацкая, рекрутская), семейно-бытовые, шуточные и танцевальные песни. Почти треть от общего числа перечисленных песен составляют образцы любовной лирики, песни романсного склада и литературного происхождения.
Малочисленной является группа песен, явно попавшая в репертуар беленцев уже в ХХ в., то есть после переселения полтавчан в Сибирь ("Скажи-ка, дядя, ведь не даром", "Скрывалося солнце за степью", "Замучен тяжелой неволей", "Сижу за решеткой" и др.).
В целом репертуар беленцев можно квалифицировать как достаточно однородный с точки зрения репрезентации украинской песенной традиции и сохранности соответствующей жанровой системы. При этом беленская традиция "не закрыта" от других национальных или региональных влияний. Так, русская песенная традиция осваивается через городские песни, жестокие романсы, новообразования с тюремной, солдатской, революционной и, конечно, любовной тематикой.
Специфика беленской музыкальной стилистики во многом обусловливается взаимовлиянием письменной (академически профессиональной) и устной (фольклорной) традиций музыки. Проникновение некоторых особенностей письменной музыки в фольклорную культуру села связано с деятельностью попа Рубана (1920е годы)- академически образованного музыканта. Он играл на скрипке, обучал певчих пению "по партиям", делал обработки народных песен.
В результате воздействия на метропольный полтавский песенный стиль различных факторов в селе Белом сложилась достаточно самостоятельная, яркая исполнительская традиция с обширным и разнообразным репертуаром. Определяющими для беленской традиции являются музыкальные особенности наиболее развитого пласта украинского фольклора - песенной лирики.
В настоящее время белевский репертуар продолжает бытовать в певческой практике ансамбля "Полтавочка" - преемников и потомков знаменитой фольклорной группы "Улляна."
Украинские песни села Белого постоянно звучат в бытовых условиях (свадебные обряды, семейные и государственные праздники), регулярно используются в концертных программах; отдельные песни входят в репертуар городских фольклорных ансамблей.
Репертуар
Календарные песни
А в полi, полi , сам Господь ходив
А в полi, полi плужок ходив
Коляд, коляд, колядниця
Коля, коляд, колядниця
Щедрик, ведрик
Миланка ходилы
Шо в Юросолими рано й задзвонили
Весняночки-паняночки
Летiв пiвень через реку
Ой, Петре, Петре, щей Гордiэ
Свадебные песни
Пусти, свате, в хату
Здвигнулася ж хата
В гору, дружечки, в гору
Шо то за ворона
А ми не ворони
Бiгла сучка яром
Старший боярин горбатий
Старша дружка, як труска
Було б тобi не женитися
Брешете, дружечки, брешете
Не стiй, зятю,за плечима
Та походила та й Марiйка
Брязнули ложки, тарiлки
Забрязжчали ложечками
Нашей матерi полегшало
Покриванное дитя
Ни так ми хотiли
Традиционные лирические песни, баллады
Туман яром, туман долиною
Ой, бочечка, ой, дубовая
Та стелись, стелись, барвiночок
По-над лугом зелененьким
Та копав, копав, криниченьку
Ох, я нещасний, шо маю дiяти
Та нема гiрш нiкому
Ой, ти Грицю, Грицю
Чого вода така мутна
Птичка-невеличка
Ой гиля, гиля, гусоньки
Шо й у полi озеречко
На вгородi верба рясна
Iз-за гор, гори
Ой, у полi двi тополi
Ой, там на горi
Шо в тiм саду
Як пiду я лугом
Ой, у поле же вiтер вiэ
По-над яром, яром
Ой, як вийду же, гляну
Вiтер вiэ, сповiваэ
Як пi-над лугом
А в полi береза
Ой, у полi жито
Iхали козаки iз Дону до дому
Ой туман поле покриваэ
Позвольте мнэ, мамо
Шо й у Галi нерiдная мати
Бросай, Петре, жiнку
Ой, на горi та й женцi жнуть
У Киэвi на риночку
Собралися всi бурлаки
Стоiть явiр над водою
Та ходив чумак
У недiлю вранцi cтояла на кладцi
Та й усi ж гори зеленiють
У недiлю вранцi пшениченьку жала («наймицька»)
Поздняя лирика. Песни литературного происхождения. Романсы.
Iхав козак на вiйноньку
Раз козак у похiд собiрався
Стоiть гора високая (сл. Л.Глебова)
Зiйди, зiйди, мiсяченьку
Летить галка через балку (с. Т.Г.Шевченко)
Дивлюсь я на небо ((М. Заремба – сл. М. Петренко)
Не сумуй, не сумуй ти, дiвчино
Цвiте терен
Реве та стогне Днiпр широкiй
Чого сумували, моя ж ти голубко
Шуточные. Плясовые песни.
Била жiнка мужика
Чi правда, неправда була
Як пiду я до млина
Iшов Гриць з вечорниць
Я на тьощi капустувозив
Здравствуй, Гаврило
Пiшла мати на село («Гречаники»)
Ой, там на торгах, на базарi
Пряла б же я куделицю
Десь узявся Микита
Русские песни
Та ты кропыва, ты кропывушка моя
Ой, да подкатился Ваня под окошко
Ой, по горам, горам же я катався
Там за речкой, там за перевалом
Ах ты, доля моя, доля
Скажи-ка, дядя, ведь недаром (сл. М.Ю. Лермонтова)
Сижу за решеткой в темнице сырой (с. А.С. Пушкина)
Ишло два героя
Замучен тяжелой неволей
Из поля ветер вие
Скрывалося солнце за степью (сл. А.К. Толстого)
Носители традиций
Фольклорный ансамбль "Ульяна" (1974 - 1989 годы):
Синельник Ульяна Захаровна, 1911 г.р.
Мочона Евгения Константиновна, 1910 г.р.
Левченко Харитина Власовна, 1915 г.р.
Томченко Евгения Сергеевна, 1920 г.р.
Шехтель Анна Игнатьевна, 1923 г.р.
Синельник Валентина Евтихьевна, 1921 г.р.
Филенко Наталья Евтихьевна, 1918 г.р.
Явтушенко Евгения Ивановна, 1920 г.р.
Фольклорный ансамбль "Полтавочка» (2000-2010 годы),
рук. Литвиненко Сергей Гаврилович (1961 г.р.)
Мистюк Агнесса Ивановна, 1941 г.р.
Гречко валентина Ивановна, 1939 г.р.
Колесник Надежда Семеновна, 1942 г.р.
Тихомирова Надежда Степановна, 1947 г.р.
Кедь Галина Васильевна, 1949 г.р.
Макаров Василий Иванович, 1941 г.р.
Шадрин Виктор Николаевич, 1935 г.р.
Кошелев Борис Трофимович, 1944 г.р.
Сапрыкина Галина Ефимовна, 1947 г.р.
Люквен Людмила Григорьевна, 1949 г.р.
Мушукова Любовь Александровна, 1949 г.р.
Собиратели
Тюрикова Елена Витальевна (экспедиции Новосибирской государственной консерватории им. М.И.Глинки 1984 г.)
Иосиф Дуквен
Исследователи
Тюрикова Елена Витальевна
"Песни села Белое"/ Составитель Е.В. Тюрикова. - Новосибирск, 1999. - 116с. - (Традиционная культура Новосибирского Приобья).
Формы фиксации
Фото
01 – Ансамбль «Улляна»
02 – Фрагмент свадебного обряда
03 – Ансамбль «Улляна» - участники свадебного обряда. В центре – «невеста» в полтавском свадебном венке
04 – Студенты Новосибирской государственной консерватории им.М.И. Глинки (фольклорная экспедиция 1984 г.) и участницы ансамбля «Улляна» на ступенях сельского клуба.
Аудио
В 1987 году фирма «Мелодия» выпустила пластинку «Традиционный песенный фольклор Западной Сибири» с несколькими песнями села Белое в исполнении У.З. Синельник, Е.С.Томченко, Х.В. Левченко:
01 - Шо в Юросолымы (мыланка)
02 - Весняночка-паняночка (веснянка)
03 - Ой, Петре, Петре (петривка)
04 - Стэлысь, барвиночек (лирическая)
05 - Дывлюсь я на нэбо (романс)
06 - Ой, у Гали нэридная маты (баллада)
07 - По-над яром пшеныченька ланом (лирическая)
08 - Ой, у поли жито (баллада)
09 – Свадебные. Несколько ритуальных и корильных песенок при встрече поезда жениха, когда жених и его свита заходят в хату (запись Е.В.Тюриковой, 1984 г., Архив традиционной музыки Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки)
10 – Свадебная. Сиротская песня, обычно пелась на девичнике. На первом плане голос У.З.Синельник (запись Е.В.Тюриковой, 1984 г., Архив традиционной музыки Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки)
Организации, имеющие отношение к ОНН
Наименование: Новосибирский областной центр русского фольклора и этнографии
Тип ответственности: хранитель
Наименование: Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М.И.Глинки
Тип ответственности: хранитель