Объект 50: Лирические песни из репертуара Ефросиньи Денисовны Прозвицкой
Место бытования ОНН: Новосибирский район, пригород Новосибирска
Организация: Новосибирский областной центр русского фольклора и этнографии
Номер: 50
Описание
Лирические песни составляют значительную часть певческого репертуара замечательной сибирской песенницы смоленского происхождения Ефросиньи Денисовны Прозвицкой. Эта часть ее наследия, в отличие от свадебных, календарных и хороводных образцов, не нашла отражения на страницах песенных сборников и научных материалов. Единственным источником для описания лирического раздела репертуара Прозвицкой являются копии аудиоматериалов, записанных М.Н. Мельниковым и В.Г. Захарченко при участии внучки песенницы в первой половине 1970-х годов. Оригиналы записей хранятся в Фонд-архиве Новосибирского областного центра русского фольклора и этнографии. К сожалению, сопроводительные материалы к пленкам отсутствуют, сведения о записи собирались по крупицам, о чем подробнее сказано в предисловии к сборнику «Свадебный обряд и песни в записи от Ефросиньи Денисовны Прозвицкой» (Новосибирск, 2013). Тем не менее, аудиозаписи позволяют достаточно объемно представить словесно-музыкальную и исполнительскую стороны богатого лирического репертуара песенницы.
Необрядовые лирические песни – это яркое и самобытное явление музыкальной песенной культуры. Лирика питается различными источниками, она многообразна, неоднородна по стилю. Кроме собственно лирических песен она включает беседные, компанейские (или застольные) песни, а также лироэпические образцы с повествовательными сюжетами (баллады, исторические, солдатские песни). У Прозвицкой, вне сомнения, преобладают песни первой группы, преимущественно с «женской» тематикой: любовные (о разлуке с милым) и семейно-бытовые (о женской доле). Преобладают печальные сюжеты, радостных, светлых тем в этих песнях нет, при этом пение исполнительницы мягкое, задушевное, тёплое, это простой, эмоционально сдержанный рассказ о жизненных тяготах и сердечном горе. Голос песенницы слегка дрожащий, но воспроизведение напева очень верное по ритму и музыкальным интонациям.
В репертуаре Прозвицкой хорошо представлены два исторических стилистических слоя песенной лирики. Первый из них составляют традиционные необрядовые песни, многие из которых имеют сезонную и, реже, строго календарную приуроченность (время их исполнения соотнесено с годовым циклом), что характерно для западнорусских, белорусских и, частично, для украинских по происхождению и бытованию образцов этого жанра. Песни этой группы обладают заметным локальным единством мелодического строя и композиции: поэтические строфы содержат повторения строк (АА) или составляющих строки построений (аав, ав/вс), напевы смоленских песен сибирского бытования развиваются в узком звуковом диапазоне, в мелодиях отсутствуют развитые распевы, характерные для русской песенной лирики – ярко проявляется календарная стилевая основа, и полностью отсутствуют признаки протяжной песенной формы. Справедливости ради, стоит обратить внимание на то, что в пении Прозвицкой отсутствуют и яркие черты архаического обрядового зычного звучания, из-за чего спетые ею лирические песни и похожи на собственно календарные песни, и одновременно обладают более мягким характером.
Зимняя
Весёлая беседушка, где батюшка пьёт. (2)
Он пьёт, ня пьёт, голубчик мой, за мною послы шлёт. (2)
А я, млада-младёшенька, замешкалася (2)
За гусеми, за уткеми, за журавлюшкою… (2)
(Близкий вариант с более полным словесным текстом – в сборнике Г. Павловой «Народные песни Смоленской области, напетые А.И. Глинкиной», № 3)
Летняя
Привзавъяли все в поле лужочки,
Где я гуляла.
Позабыли все мои дружочки,
Которых любила.
Как у сади, моём виногради
Дорожка лижала.
Как по той я по торной дорожке
Ходила, гуляла…
(Близкий вариант с полным словесным текстом – в сборнике Г. Павловой «Народные песни Смоленской области, напетые А.И. Глинкиной», № 44)
Осенняя
Уж ты, поле моё поле иравоя, (2)
Заболело моё сердце ритявоя. (2)
Пувязли майво милова у солады (2)
(Близкий вариант с полным словесным текстом – в сборнике Г. Павловой «Народные песни Смоленской области, напетые А.И. Глинкиной», № 51)
Я давным-давно у матушки была,
А вжо тая да дороженька травой заросла.
Травой заросла, листьем зацвела,
А я тую да дороженьку косой выкошу.
Косой выкошу, ровно луг выношу,
А я к своей родной матушке в гостики пойду.
(Вариант с более полным словесным текстом – в сборнике Г. Павловой «Народные песни Смоленской области, напетые А.И. Глинкиной», № 77)
Ой, да зародилась сильна-буйна ягода в бору (2)
Ох, да пошла девка, пошла красна у бор ягод брать (2)
Ой, да заблудила красна девка у тёмном бору (2)
Ой, да йна кричала, йна гукала перявощачка… (2)
(Близкий вариант в сборнике Ф.Рубцова «Русские народные песни Смоленской области», № 114)
Что ж ты, Ваня, разудалый молодец, (2)
Разудалая головонька твоя, (2)
А куда, Ваня, отъезжаешь от меня? (2)
С кем ты, Ваня, покидаешь, друг, меня? (2)
Я теперя ни девушка, ни вдова: (2)
У девушки заплетена коса… (2)
(Вариант песни с более полным текстом – в сборнике Ф.Рубцова «Русские народные песни Смоленской области», № 113)
Лирические песни раннего слоя впитали живительную силу обрядовых напевов, они отличаются особой лаконичностью, гармоничной ясностью. В выразительных поэтических текстах чувства и переживания героинь обогащаются отсылками к природным картинам, реалиям и образам. Похоже, именно особенности поэтического пейзажа, присутствующего в словесном тексте, наиболее ярко в песенных зачинах, позволили закрепить исполнение необрядовых песен к конкретным сезонам: поле яровое, заросшая травой дорожка, ягоды в бору, увядающие лужочки, зелёненький дубочек, роща зеленая, все это – показатели весеннего и летнего периода года. Хотя важнее то, что эти природные картины являются символическими, они настраивают на определенное эмоциональное состояние, связанное с переживаниями главного персонажа песни. А это качество свойственно поэтике именно лирической песни. Таким образом, смоленские необрядовые песни обладают как чертами календарного фольклора (приуроченность), так и свойствами лирического жанра (сюжеты, поэтические особенности). Объединяющим началом в словесных текстах песен разных жанров выступают ярко проявляющиеся фонетические и лексические особенности западнорусского диалекта.
В звукозаписи зафиксированы только начальные фрагменты лирических песен, поэтому в скобках имеются ссылки на близкие варианты к песням Прозвицкой, опубликованные в сборниках, представляющих фольклорные традиции Смоленской области.
Второй стилевой пласт необрядовых песен Е.Д. Прозвицкой образован поздней лирикой – городскими по музыкально-поэтическому стилю песнями, песнями-романсами, в том числе, песнями литературного происхождения, восходящими к стихам поэтов, нередко подражавших народной поэзии, таких как И. Суриков, И. Никитин, Н. Полевой и др. Среди песен позднего слоя имеются образцы не локальные, а широко распространенные на территориях многих российских регионов – Ухарь-купец, Бывали дни веселые, Высокая могила (Разлука ты, разлука), Ванька-ключник, Раз полоску Маша жала, Когда б имел златые горы. Как правило, эти песни, даже с самыми драматическими, «жестокими» сюжетами, составляли репертуар застольных, компанейских песен.
Чуднай месяц плувёт над рекою,
Всё ночною порой в тишине.
Ничего мне на свети не надо,
Тока видить тибя, мой милой…
Зачем ты, безумная, губишь
Того, кто завлёкся тобой?
Невжели меня ты не любишь,
Не любишь, так – Боже с тобой.
Ли церкви стояли кареты,
Там пышная свадьба была.
Невеста была в белом платьи,
Бокет был приколон из роз…
Удивительно, но поэтические тексты, созданные на основе литературной традиции (силлабо-тонический стих, отсутствие буквальных повторений стиховых строк в композиции строфы – АВ, АВСD), в незначительной степени подверглись влиянию западнорусского речевого диалекта. Мелодии песен этой группы очень разные по своим характеристикам: одни имеют ограниченный звуковой объем, другие – более широкие и размашистые, третьи – более подвижные по характеру; стиль одних напевов – песенный, а в других заметно влияние городского романса. Тем не менее, и в этих напевах нет развитой внутрислоговой распевности, а в пении Прозвицкой не появляются более яркие тембровые и динамические краски, присутствуют довольно скромные, малозаметные украшения.
В заключение описания необрядовых лирических песен из репертуара Е.Д. Прозвицкой стоит еще раз подчеркнуть, что смоленские фольклорно-этнографические традиции с точки зрения организации жанровой системы относятся к календарно-ориентированным. Об этом речь шла в ранее подготовленном описании-объекте нематериального культурного наследия, посвященном календарным и сезонно-приуроченным песням смоленской песенницы. В песенной культуре «европейской» смоленской традиции календарные песни втягивают в сферу своего влияния другие жанровые образования, в данном случае – необрядовые лирические песни, что проявляется и в особенностях бытования (в их сезонной приуроченности), и в стилевом облике. Подобные свойства ярко проявляются и в певческой практике сибирской песенницы Ефросиньи Денисовны Прозвицкой.
Репертуар
Традиционные лирические песни
Вясёлая бяседушка
Горе моё, горе, горюшко большое (летняя)
За водой шла
За речкою, за быстрою голубчики вьются
За туманом сонушка ня видно (приурочена исполнительницей к масленице)
Зародилась сильна, буйна ягода в бору (летняя)
Звала, звала девка парня
Коло саду Ванька ходит
Копав, копав крыниченьку в зелёном саду
Между садом, между рощей зеленой (летняя)
Подговаривал Ванюша, к себе Дуню ночевать
Поучить тебя, Ванюша
Привзавьяли все в поле лужочки
Разливалася всё ключёвая вода
Разнесчастна новая каравать
Разнесчастна серая кукушка
Тут нам пить, да ня тут ночувать
Ты, заря моя, заряночка
Ты, зялёненький дубочек
Ты, рябина моя раскудрявая
Уж ты, поле, моё поле иравое (летняя)
Уж ты, плут, ты, Саввич
Ходил, гулял добрый молодец (приурочена к масленице)
Что ж ты, Ваня, разудалай молодец (приурочена к масленице)
Что ня пыль в поле запылылася
Я давным-давно у матушки была (летняя)
Городские песни и романсы
Бывали дни вясёлыя (слова П.Г. Горохова)
В саду ягода-малина (Ванька-ключник) (сл. В.В. Крестовского)
Высокая могила, там деревца стоит
Голова ты моя, удалая
Зародилась я, что в поле былинка (сл. И.З. Сурикова)
Зачем ты, бязумная, губишь
Когда б имел златые горы
Об чём задумался, служивый
Понаравился дявчёнке разудалай молодец
Раз полоску Маша жала (сл. М.Н. Соймонова)
Рассказать ли вам, подружки (сл. Н.А. Полевого)
Скучно бедной птичке в клетке
Сухой бы я корочкой питалась
Ухарь-купец (сл. И.С. Никитина)
Чуднай месяц плувёт над рекою (сл. В.И. Немировича-Данченко)
Носители традиций
Ефросинья Денисовна Прозвицкая, даты жизни неизвестны.
Собиратели
В.Г. Захарченко
М.Н. Мельников
Л.М. Прозвицкая
Исследователи
Леонова Н. В., Мицкая А.А. Смоленские песни сибирского бытования, записанные от Е. Д. Прозвицкой // Народная культура Сибири: Материалы XVII научного семинара-симпозиума Сибирского РВЦ по фольклору. – Омск: Изд-во «Амфора», 2008. С. 16–21.
Публикации песенных образцов отсутствуют
Формы фиксации
Аудио 1. Вясёлая бяседушка
Аудио 2. Горе моё, горе, горюшко большое (летняя)
Аудио 3. За речкою, за быстрою голубчики вьются
Аудио 4. Зародилась сильна, буйна ягода в бору (летняя)
Аудио 5. Подговаривал Ванюша, к себе Дуню ночевать
Аудио 6. Привзавьяли все в поле лужочки
Аудио 7. Тут нам пить, да ня тут ночувать
Аудио 8. Что ня пыль в поле запылылася
Аудио 9. Я давным-давно у матушки была (летняя)
Аудио 10. Зародилась я, что в поле былинка
Аудио 11. Об чём задумался, служивый
Аудио 12. Чуднай месяц плывёт над рекою
Н. В. Леонова