Объект 10: Смоленский свадебный обряд и песни, записанные от Ефросиньи Денисовны Прозвицкой
Место бытования ОНН: Новосибирский район, пригород Новосибирска
Организация: Новосибирский областной центр русского фольклора и этнографии
Номер: 10
Описание
Описание свадебного обряда смоленских переселенцев было выполнено в пригородном поселке Новосибирска в первой половине 1970-х годов от одной исполнительницы – Ефросиньи Денисовны Прозвицкой, уроженки маленькой, ныне не существующей деревни Покровка. Описание обряда было выполнено сибирским фольклористом М.Н. Мельниковым при участии внучки песенницы Л.М. Прозвицкой. В записи свадебных песен принимал участие В.Г. Захарченко, в то время хормейстер Сибирского народного хора. Это описание демонстрирует только одну сферу обширного фольклорного репертуара «памятливой» и талантливой исполнительницы – свадебный обряд сложной структуры, включающий более десяти этапов, и свыше восьмидесяти свадебных песен.
Реконструированный по воспоминаниям Е.Д. Прозвицкой свадебный обряд включает несколько периодов, каждый из которых наполнен действиями участников свадьбы, представляющих две семьи, два рода. Собирателями обозначены и описаны следующие свадебные действия:
I. Сватовство.
II. Барыши (невеста одаривает родных жениха, заключается договор о времени свадьбы).
III. Сугляды (осмотр хозяйства жениха родителями невесты).
IV. Печь каравай.
V. Сборы невесты. Дари́ны (посад невесты, одевание невесте венка, одаривание невесты ее родственниками).
VI. Вечерок (застолье в доме невесты).
VII. Девишник (прощание девушек с невестой в предсвадебный вечер).
VIII. Вечерок и приезд жениха (сбор гостей в доме жениха, одаривание жениха и отправление его со свадебным поездом в дом родителей невесты).
IX. Заручины (ритуальные действия и застолье в доме отца невесты).
X. Свадебный поезд (утро свадебного дня, благословление невесты, благословление жениха перед отправлением к венцу, сбор свадебных поездов жениха и невесты, венчание, перевоз приданого в дом жениха, приезд свадебного поезда после венца в дом молодого).
XI. Свадебный пир (повязывание молодой).
XII. Блины (застолье в доме молодого утром следующего после венца дня).
XIII. Продажа каравая.
Каравай продан — свадьба закончена.
* * *
Музыкальная сторона смоленской свадьбы в записи от Е.Д. Прозвицкой представлена, главным образом, песнями, которые звучат почти на всех этапах свадьбы, начиная с «каравайного» ритуала. Свадебные песни поют девушки, подруги невесты и свашки (свахи) со стороны жениха и невесты. Исполнительница подчеркнула, что пели «род на род», т. е. у представителей рода жениха и рода невесты были свои песни. Словесные тексты свадебных песен более точно и конкретно, нежели напевы, характеризуют назначение песни, её местоположение в обряде и позволяют отнести её к определённой жанровой разновидности. Часть песен комментирует ход свадебного ритуала, прощальные песни девушек готовят и сопровождают переход невесты в новую социальную группу и новую семью, корильные песни динамизируют развитие действия, выражают идею борьбы, противостояния двух родов, участников ритуала, величальные песни, поющиеся во время застолий общиной, закрепляют изменения в структуре социума.
Напевы свадебных песен – полифункциональные и политекстовые, некоторые из них связаны с большой группой одинаково устроенных текстов разного содержания и назначения. По характеру напевов в самом общем плане все свадебные песни, напетые Е.Д. Прозвицкой, можно разделить на две группы – праздничные и лирические (или лирико-драматические) песни. Первые сравнительно краткие и динамичные, вторые им контрастируют, они, как правило, с длинными текстами и поются протяжно. Данная особенность музыкальной организации ритуала, а также общность основных принципов ритмической и звуковысотной организации свадебных напевов обеспечивает его стройность и монолитность.
Леонова Н.В.
Репертуар
1. А-ой. Манечка у малинку ходила
2. По вулице по широкой рой идёт
3. Плавала утица по росе
4. Как у нашего соседа
5. Подъезжал Ванечка под окошечко
6. Расступитеся, бояре
7. А тихенько девочки с терема идут
8. Берёзонька белая всю ночку шумела
9. Неправдивая калина
10. Уж вы, гуси, гуси-лебеди мои
11. Усе вуточки с-по волны плули
12. Берягися, бела рыбица, берягися
13. Немножко венчику на стене висеть
14. Через ширый бор, через тёмный лес
15. На море уточки всё купалися
16. Как узнялись ветры буйная
17. Ня конь копытом зазвонил
18. Красненька хороша калина в лузи
19. А что за стук, что за грук на конюшенки
20. Полетев соколя, полетев
21. Как лятел соколя через зелен сад
22. Дружка в хату блезет
23. А мы думали: приехали
24. Наша Манечка - картинка
25. Наша Манечка, как пава плувёт
26. Чурахи, свахи, чурахи
27. На море уточка купалася
28. А звился, звился хмель с овсом
29. Приехали три дворянина к нам на двор
30. Высоко я на ереме сижу
31. Не со гор ветрики понавеяли
32. Переманочка уточка
33. Када б знала да и ведала
34. Летел соколя через три бора
35. На горе дубочак да пошумлиит
36. А искорка, прыгалка - Манька в батьки
37. А Манечка свою матушку просила
38. Уж ты, ёлочка, сасоночка
39. Я в этом лиха не буду
40. Как у новенькай святлицы
41. Травка чернобывка
42. А благослови мяне, маманька
43. Где твой, Манечка, больши брат
44. Зыржили коники вороные
45. Вдарили у дворы колоколы
46. А у свата у Сёмки борога горит
47. Ай, де был соколя, де была соколка
48. Не хотелося голубке
49.Пирялётала пиряпёлачка
50. Почем познати - по вясельику
51. Неназрелая маковка
52. Топчите лавки, боярки
53. А ёлка-сасонка зиму и лето зеляненька
54. А вчера была - как роза цвела
55. Цвела, цвела липушка алыми цветами
Носители традиций
Ефросинья Денисовна Прозвицкая, даты жизни неизвестны.
Собиратели
М.Н.Мельников
Л.М.Прозвицкая
В.Г.Захарченко
Исследователи
Публикации
1. М.Н.Мельников, Л.М.Прозвицкая. "Смоленские свадебные традиции в Сибири".
2. "Свадебный обряд и песни в записи от Ефросиньи Денисовны Прозвицкой: из архива М.Н. МЕльникова / Составление и редактирование Н.В.Леоновой. - Новосибирск, 2013.
Формы фиксации
Аудио 1. Ни хателася галубки кала голаба сядети. Песню пели на свадебном пиру в доме жениха. Самый распространенный политекстовый напев (типовая структура стиха 5+3), с этим напевом от Е.Д. Прозвицкой записано около 20 песен: «Расступитеся, бояри», «Полетел соколя, полетел», «Ня конь копытом зазвонил», «Наша Манечка – картинка», «Чурахи свахи, чурахи», «А звился, звился хмель с овсом», «Я в этом лиха ня буду», «Как у новинькай святлицы», «Переманочка уточка», «Топчитя лавки, боярки», «Где твой, Маничка, больши брат?», «Неправдивая калина», «Неназрелая маковка» и др.
Аудио 2. Вдарили у двары калаколы. Песню пели перед отправлением в дом жениха. Политекстовый напев (типовая структура стиха 3+3+4), с этим же напевом поются песни «Подъезжал Ванечка под окошечко», «Красненька хороша калина в лузи», «Что за стук, что за грук на конюшеньки», «На море вуточка купалася», «На горе дубочак да пошумлиит», «Тихенька девочки с терема идут», «Искорка-прыгалка – Манька в батьки», «А у свата, у Семки борода горит» и др. Мелодико-ритмический вариант напева – в песнях «Ни со гор ветрики понавеели» и «На мори утачки всё купалися».
Аудио 3. Дружка в хату лезет. Корильная песня дружке при встрече свадебного поезда в доме невесты (Заручины). Политекстовый напев (типовая структура стиха 6+6), связан с еще одним корильным текстом «Мы думали – приехали».
Аудио 4. Лятел саколя через три бора. Поется жениху на заручинах. Политекстовый напев (структура стиха 5+5) связан также с величальными и корильными текстами «Наша Манечка, как пава плувёт», «А вчара бала, как роза цвела», «Де был соколя, де была соколка».
Аудио 5. Када б знала я да и ведала свою горкаю долю. Песня исполнялась на заручинах. На этот же напев (структура стиха 5+5+7) поется девишная песня «Через ширый бор, через тёмный лес тятёра лятела» и сиротская песня «Почем познати – пу вясельику, что сиротская свадьба».
Организации, имеющие отношение к ОНН
Наименование: Новосибирский областной центр русского фольклора и этнографии
Тип ответственности: хранитель