Объект 58: Свадебный обряд и песни деревни Новоалександровка Татарского района
Категории: Устное народное творчество. Обряды и обрядовый фольклор;
Историко-культурная принадлежность: сибирские переселенцы;
Этническая принадлежность: черниговские (ныне Суражский, Новозыбковский, Красногорский, Унечский р-ны Брянской обл.);
Конфессиональная принадлежность: православные;
Место бытования ОНН: Татарский район, деревня Новоалександровка;
Организация: Новосибирский областной центр русского фольклора и этнографии;
Номер в каталоге: 58
Описание
Свадьбы играли осенью. Многие свадебные песни также называли "восеньскими" и могли петь вне обряда. Особенно это касалось песен так называемого "посадного" цикла, в которых говорилось о доле замужней женщины, её новом статусе и обязанностях.
Свадебный обряд деревни Новоалександровка состоял из нескольких этапов. Наиболее важные из них – сватовство, заручины, дявички, выкуп хаты и стола, венец, посад, каравай чапать, ярку шукать.
О приходе сватов обычно знали. К этому событию тщательно готовились: мыли хату, подготавливали закуску и выпивку, ворота украшали еловыми лапами. Это делали лишь в случае, если невеста была согласна. Если же она была против, к сватам загодя посылали брата невесты или другого молодого родственника, который оповещал их: "ня бийтя ноги, ня пылитя дароги".
Сватать невесту приходили отец и мать жениха, его крёстные, братья и сёстры. С собой они приносили две бутылки вина, обвязанных красными лентами, хлеб, сало, мёд, рушники. Всё это отдавалось матери невесты. Если и невеста, и её родители согласны, дары принимали и начиналось застолье. Если же сваты пришли несмотря на отказ, на центр стола сажали курицу. Это было знаком для сватов. Они должны уйти и больше никогда не приходить.
Через два дня после сватовства назначались заручины. Именно с этого времени начинали петь свадебные песни. На заручины приглашались подруги невесты. Они являлись полноправными членами всех свадебных процессов, должны были помогать невесте и её родителям, поддерживать невесту морально.
Ещё на пути к дому подруги начинали петь:
А мы пашли на заручыны, там сенячки пазакручыны.
Покуль сени аткрутили, там Арынку заручыли.
Да на што ты, мой татачка, да на што пива варыш?
Да на што ты мёд-пива варыш, видно дать мяне хочыш?
Дитятка Арынка, мой двор пры дарозе,
Хто едя, заедя, всё гарэлки пытая,
А ни так жа гарэлки, як Арыны – красныя деўкі.
На заручинах договаривались о свадьбе и будущей жизни молодых. После того, как обо всём договорились, отцы невесты и жениха ударяли по рукам. Это означало, что свадьба однозначно состоится.
Свадьбу играли примерно через три недели после заручин. За это время невеста должна была окончательно подготовить приданое, которое начинала шить ещё примерно с девяти лет. Улита Фаддеевна Атрощенко вспоминает:
"З маленства шыли. Як будя деўце 8 ти 9 лет, пачыная вучыцца, як шыть, ткать, як што. На свадьбу трэба гатовае меть. Раншы ничога не было, а было, дак не за што было куплять, рабили сваимы рукамы. Што наробиш – то твае, з тым замуж пойдеш".
Каждый вечер в доме невесты собирались её подруги и помогали готовить приданое.
В последний день перед свадьбой устраивали дявички. Вечером подруги приходили к невесте и брали с собой маленькую ёлочку. Её ставили в центр стола и начинали наряжать. Украшали лентами, бумажными цветами, конфетами, шишками, травой. Эту ёлочку называли ельце. Оно символизировало девичью волю и честь невесты.
Пока невестины подруги наряжали – "вили" ельце, мать невесты и её подруги пекли каравай – ржаной хлеб круглой формы. Внутрь клали изюм, сушёные ягоды, орехи, мёд. Верхнюю часть украшали шишками и орехами из пшеничного теста с изюмом, вареньем и ягодами внутри.
Когда ельце и каравай были готовы, ельце устанавливали в углубление в центре каравая, накрывали рушником и оставляли до утра.
Женщины и девушки после этого провожали невесту спать, а сами садились за стол, ужинали, пели, обсуждали ход свадьбы.
Наутро мать и лучшая подруга (подневестница, дружечка) будили невесту. Её сажали в красный угол – на кут и ждали приезда жениха. В хате не смолкали свадебные песни:
Иваньку мамачка выряджала, сакалом на каня саджала.
Ляти, мой сакол, на стёў двор, пралами тыницу, въедь на двор,
пралами палаўну – сять за стол.
Вот табе рюмачка – напейся, вот табе другая – такая.
вот табе Арынка маладая.
Жениха в дорогу собирала мать. Он ехал с подженишником – лучшим другом, свашками – его сёстрами, старшими родственницами.
Приехав к дому невесты жених стучал в двери и заходил вместе со всеми в сени. Дорогу им преграждали отец, братья невесты, другие родственники, требуя выкуп за возможность пройти в хату. Жених и подженишник дарили им деньги. Если сумма была достаточной, их пропускали дальше.
За столом в это время уже сидели подруги во главе с подневестницей и матерью невесты.
Между приехавшими и сидящими за столом возникала шуточная песенная перепалка. Невестины подруги не выходили из-за стола и не давали свашкам и подженишнику занять места, требуя денег и подарков. Чтобы девушки скорей освободили стол, жених и подженишник дарили им платки, деньги, конфеты, бисер. Когда подругам невесты казалось, что подарков достаточно, они вставали из-за стола и трижды кланялись приехавшим. Жених подходил к невесте и приглашал её с собой. Подневестница брала невесту за левую руку, а брат за правую, и они шли к лошадям.
Свадебная процессия отправлялась в церковь. По пути им не раз могли загородить дорогу, требуя выкупа – выпивки или денег. Каждого загораживающего было необходимо одарить.
И при поездке в церковь, и на обратном пути звучали специальные песни, иллюстрирующие процесс.
Да винца, Арынка, да винца, ти пыталася ты ў атца?
На што мне ў атца пытаца?
Во ёсть ў мяне большый брат, ён мяне под винец подвязе,
Дружачка косачку распляте, па белых плечах расстеля,
Да павеся уплёт на прыплёт, куда мая мамачка ў клеть ходя.
А ў клеть идучы забача, а з клети йдучы заплача.
– Ета мая дитятка насила, батькава падворья красила.
Тяперь ня будя насити, батькава падворья красити.
После венца возвращались в дом к невесте. Там уже было готово застолье.
Его самым драматическим моментом являлся посад. Посреди хаты расстилали шубу. На неё на колени вставали невеста и жених, по бокам от них стояли родители. У матери жениха и матери невесты в руках были караваи, а у отцов иконы. Невеста и жених поочерёдно просили благословения сначала у родителей невесты, потом у родителей жениха, а затем у всех собравшихся. Надежда Адамовна Дуло вспоминает:
"На каленачках стаять, паваротяца к матцы з батькам, к нявестиным сначала, просять: "Татачка раднюсеньки, мамачка-галубачка, баславитя нас на путь, на дарожачку, на доўгая дивавання, на добрая летавання!" Яны баслаўляють, другым просють, а потым шчэ людям: "Людцы сабраныя, гостики сазваныя, баславитя нас на путь, на дарожачку, на доўгая дивавання, на добрая летавання!" Яны баславять, тады их саджають на кут, яны сядять, тутака "василёчки" пяють".
Ой на гарэ василёчки расцветали,
Да всю гору камянную устилали, толька адну стежачку пускали.
Туда ишла Арынка тихонька, а за ёю родный татка близенька.
– Ня йди, ня йди, мой татачка, за мною, нима ў мяне парадачки з табою.
Ой на гарэ василёчки расцветали,
Да всю гору камянную устилали, толька адну стежачку пускали.
Туда ишла Арынка тихонька, а за ёю родна мамка близенька.
– Ня йди, ня йди, мая мамка, за мною, нима ў мяне парадачки з табою.
Ой на гарэ василёчки расцветали,
Да всю гору камянную устилали, толька адну стежачку пускали.
Туда ишла Арынка тихонька, а за ёю родный Ванька близенька.
– Иди, иди, мой Ванячка, са мною, уся мая парадачка з табою.
Пока поют эту песню, подневестница расплетает косу молодой, вешает ленты в красный угол, надевает невесте хустку (платок – А.Я.).
После посада молодым подносят вино и хлеб. Они должны выпить и отломить кусок от хлеба. Хозяином в доме будет тот, чей кусок окажется больше.
В это время на середину стола ставят каравай с ельцем. С него снимают рушник и каравай начинают делить – "чапать". Его разрезают на куски и раздают гостям, а гости дарят подарки молодым. Середину каравая с воткнутым ельцем оставляют молодайке и молодому. Они аккуратно снимают ельце, а середину делят поровну и съедают.
После этого начинается застолье.
"Тутака песни пяють, тутака пляшуть, божа мой! И свадёбныя пяють, и абы якия!" – вспоминает У.Ф. Атрощенко.
Вечером молодые отправляются на лошадях в дом молодого и ночуют там.
На утро они встают и свекровь кормит молодых завтраком, после чего молодайка отправляется в родительский дом и моет там полы, а молодой идёт вместе с ней и забирает приданое и подарки.
Пока молодайка убирается, свекровь наблюдает за этим, замечает, хозяйственная ли жена у её сына.
Жениха всячески отвлекают от невесты, забалтывают, отводят в сторону, а в это время брат или друг жениха крадёт невесту и прячет её где-нибудь в деревне. А.А. Атрощенко вспоминает:
"Ярачку шукали. Паджанишник забярэ маладайку, павяде куда хоча, а жаних ходя, пытая па людях: "ти не бачыли ярачку". Кали найдя, идуть да яго, да хаты, там пачынають застолле".
В доме жениха застолье могло продолжаться до самого вечера. После этого свадьба считалась завершённой.
Через неделю молодайка шла к родителям в гости "на отводы". Она приносила им хлеб и квас в качестве подарков, не должна была жаловаться на свою жизнь и в следующий раз могла побывать у родителей только на масленицу. Рассказывает У.Ф. Атрощенко:
"Да, тады так было, што ни хадили, ни жалились. Во няделя ад свадьбы пройдя, пойдеш на атводы, матка пытая "ти добра жывеш?", а ты, хоть ён бъе, хоть пъе, хоть што атказуеш – "Добра, мамачка, добра", и ничога, ни плач. Потым да масленай ни хадили, прывыкали".
Песенный репертуар игравшихся в Новоалександровке свадеб не является однородным в этническом отношении. Представленное ранее описание свадебного обряда выполнено по экспедиционным материалам, записанных, главным образом, от черниговских переселенцев. Они приехали с территорий Полесья, где традиционная музыкальная культура имеет западнорусский или белорусский стилевой облик. Песни этой части свадебного репертуара и будут охарактеризованы далее в этом описании. Необходимо только отметить, что в Новоалександровке также записаны единичные русские песни (По лугу вода разливается), а в свадебных песнях и припевках, которые спела Софья Власовна Нещинная, заметны украинские стилевые черты.
Бóльшая часть новоалександровских песен сопровождала традиционные ситуации собственно свадебного дня, предсвадебные обряды представлены песнями подружек невесты, певшихся на заручинах и на сборных собраниях, на девичнике. Песни девичника могли исполняться и утром свадебного дня при сборах невесты и посаде. В собственно свадебный день песнями сопровождались проводы жениха за невестой, посад невесты, ожидание жениха и его встреча в доме невесты, проводы невесты к венцу, прощание с родными и отъезд молодой в дом свекра. Из песен последующего свадебного застолья в доме молодого записаны только две песни, одна из которых сопровождала деление каравая (каравай чапать). Таким образом, большая часть песен пелась в доме невесты и связана с обрядовыми действиями, которые совершались её родными и подругами.
По особенностям стиля все песни можно разделить на две группы: собственно песни и припевки. Одна группа песен сопровождала совершаемые действия и ситуации, описывала их и поэтому имела точное местоположение в обряде: А мы пошли на заручины, или Колечка зоречку запросив, Заржали кони в поле, До венца, Аринка, до венца. Другая группа песен имела более обобщенный (свадьба как переход в целом: Ой, на горе василёчки зацветали – выбор невесты между родными таткой, мамкой и Иванечкой в пользу последнего) и/или лирический характер, эти песни могли исполняться в сходных ситуациях, к примеру, на девичнике, утром свадебного дня и на посаде, когда невеста прощается с девичеством, с подругами, с родными, с отчим домом.
Припевки отличаются от долгих, многострофных песен краткостью, содержанием словесной основы и менее напряженным характером исполнения. По темам они обычно подразделяются на величальные и корильные (дразнилки). Величальных припевок в новоалександровском свадебном репертуаре нет, задорные корильные припевки поются при встрече жениха, сопровождают выкупы невесты. Кроме них при отправлении невесты в дом свекра на напевы припевок поется целая группа корильных, «обидливых» текстов в адрес родителей невесты, отдавших ее замуж: Да хватилася мати, да нема дачки в хате; Загребай, мамка, жар, жар, буде таби дочку жаль, жаль и другие.
Музыкальное содержание новоалександровской свадебной традиции определяется большой ролью политекстовых напевов, что типично для западнорусской и белорусской свадьбы-веселье. Наибольшее место занимают варианты напева, музыкальные строки которого координируются с восьмислоговым стихом с обязательной цезурой после 5-го слога (структура стиха: 5+3). Песен с этим напевом больше двадцати. Среди них есть песни разного содержания: обрядовые, лирические и даже корильные: Заржали кони яв поле, Ни жарко горит калина, Поджанишничек как сокол, До дому, гости, до дому (музыкально-ритмический вариант А); Брязнули рюмочки на столе, Иваньку мамочка выряжала, Ой, брат сестрицу проводил, Задумал Колечка жениться, Да голодны дружки, голодны и другие (музыкально-ритмический вариант В с регулярным дроблением отдельных ритмических единиц из-за увеличения стиховых строк на один или два слога); Ой, звонка, звонка, ой, сосенка (вариант С, распетый, с обилием огласовок, то есть ненормативных гласных звуков: О-и, зво-н-ка; с появлением в начале второй и всех последующих строф дополнительного краткого построения на материале конца предшествующей строфы – цепного выделенного зачина).
Второй важный для традиции политекстовый напев – припевочный. Он опирается на нормативную шестислоговую стиховую строку с регулярным удлинением ее на 1-2 слога: Да пышна тёща, пышна, У нашей у свашки, Наши сваты убогия, Загребай, мати, жар, жар и другие. Корильные припевки с этим напевом пелись и со стороны невесты, и со стороны жениха.
Песни с другими политекстовыми напевами не столь многочисленны. Напев на основе стиховой структуры 4+4+5/4 объединяет четыре песни (Лятав, лятав соколичек да по острову или Ой, на горе василёчки расцветали и еще две песни), напев со стиховой основой 5+5+7(+7) присутствует в трех песнях лирического характера (Кто тябе бялил, а кто выбелял, А каб знала я, кабы ведала, Чо, Ариначка не вечеряешь). Но даже те напевы, которые в Новоалександровке записаны с единичным текстом (А мы пошли на заручены с девятислоговой стиховой строкой или А в дружка, дружка на основе стиха со структурой 5+5) известны в западнорусских и белорусских традициях как политекстовые.
Политекстовость оказывает заметное влияние на особенности напевов, они, как правило, достаточно компактны, строятся из кратких построений, четко ритмически организованных. Мелодии зачастую небольшого диапазона не содержат развитых распевов. Подобная формульность напевов характерна для обрядовой музыки раннего фольклорного пласта и в наиболее ярком виде предстает в календарных песнях. Но и в свадебных песнях она присутствует и у отдельных песенниц, таких как Арина Афанасьевна Атрощенко (она запевает все песни в дуэте с Анной Григорьевной Зинченко), дополняется особым характером напряженного интонирования, а в припевках пение может фрагментарно переходить в речевое скандирование. Групповое пение также воспроизводит ранние формы «жестковатого» вариантно-гетерофонного (с недостаточно четким выделением голосов) многоголосия с бурдоном.
Репертуар свадебных песен и припевок (дразнилок)
Песни
А мы пашли на заручыны (подруги идут к невесте на заручины)
А каб я знала ды все ведала свою горькую долю (на девичнике)
Ой на гарэ василёчки расцветали (на девичнике и на посаде)
Задумал Колечка жаниться (если жених сирота)
Колечка зоречку запросив (жениха отправляют за невестой)
Уехал Ванька со двора (жениха отправляют за невестой)
Да хадила козюлячка по крутой горе (в ожидании жениха)
Иваньку мамачка выряджала (в ожидании жениха)
Заржали кони яв поле (поезд жениха приехал к невесте)
Играй, дудочка, весело (со стороны жениха, когда приезжают, на дворе)
Брязнули ложечки на столе (как за молодой приехали, входят в хату)
Погляди, Маруська, в окенца (на посаде, приезжает жених)
Ой, звонка, звонка сосёнка (сборы невесты и на посаде)
Ох ты, роскошь моя таткова (на посаде)
Летав, летав соколичек да й по вострову (на посаде)
Чё, Арыначка, не вячеряешь (при проводах невесты к венцу)
До винца, Арынка, да винца (когда едут в церковь)
А где ты, Яксанка, бывала (после венца)
Не думай, Маруська, ни трошки (когда молодую отправляют)
Добра ночь, мой татка, добра ночь (на отъезд)
Да хватилася мати, нема дочки в хате (на отъезд)
Загребай, мати, жар, жар (на отъезд)
Батьку скулля в груди, что отдал дочку в люди (на отъезд)
Подойди, мамочка, близенько (на отъезд)
Ой, брат сестрицу проводил да й воротячки зачинив (на отъезд)
Подойди, Аксанка, близенька (расставание молодой с родными)
Дабраноч, татка, дабраноч (прощание и отъезд к свекру)
А чия ж эта мати по суседочках ходя (как делят каравай)
Молодой соловей, ён на маковке сядел (за столом в доме молодого)
Шуточные, корильные припевки (дразнилки)
Да голодны дружкы, голодны (при выкупе косы)
Да дурны дружки, дурны, да заехали в гумны (как выкупают дружки)
Да пышна тёща, пышна (при выкупе косы невесты)
Наши сваты убогия, в них кони безногия (как приезжает жених)
Да казали: наш сват вельми богат (дразнилка свату)
У нашей у свашки да медведчия ляжки (корилка свашке)
Песни Софьи Власовны Нещинной, 1914 г.р.
Торгуйсь, папочка, торгуйся (на заручинах)
Кто тебе белил, ой кто ж выбелял белую лебёдочку (сиротская)
Ни жарка гаришь, калина, ни жалка плачишь, дочинька (девичник)
А в дружка-дружка коротка ножка (корилка)
Подженишничик как сокол (корильная)
Додому, гости, додому (это в свахах такая)
Носители традиции
Ефименко Кристина Вокуловна,* 1902 г.р.;
Ефименко Дарья Осиповна, 1912 г.р.;
Мельникова Анна Фёдоровна, 1911 г.р.;
Прищепа Евдокия Фроловна,
Шевелёва Зинаида Власьевна.
Шило Татьяна Романовна, 1919 г.р.;
Атрощенко Анна Андреевна, 1899 г.р.;
Атрощенко Ульяна Тимофеевна, 1912 г.р.;
Атрощенко Улита Фаддеевна, 1916 г.р.;
Атрощенко Арина (Ирина) Афанасьевна, 1905 г.р., родители черниговские;
Зинченко Анисья Григорьевна, 1914 г.р., родители черниговские;
Дуло Надежда Адамовна, 1922 г.р.;
Дуло Анна Фаддеевна, 1904 г.р.;
Синькова Матрена Тимофеевна, 1916 г.р.
Синькова Екатерина Ивановна
Шпилька Марфа Тимофеевна, 1902 г.р., родители белорусы;
Бычкова Екатерина Ефимовна, 1910 г.р., родители белорусы;
Прищепа Илларион Филиппович;
Прищепа Пелагея Павловна, 1910 г.р.
*(курсивом выделены имена информантов, чьи песни и комментарии использованы при подготовке данного описания)
Собиратели
Фольклорная традиция Новоалександровки была обнаружена и зафиксирована в ходе нескольких сеансов записи участниками комплексной экспедиции Новосибирского отделения ВООПиК «По Сибирскому тракту» в начале 1970-х годов, руководителем которой был М.Н. Мельников.
1971 г. – М.Н. Мельников и др.
1972 г. – Л.И. Болотская, В.И. Дементьев, С.К. Суховеева (отряд 2 экспедиции ВОПИиК);
1973 г. – М.Н. Мельников (рук.), Т.В. Муравьева и др. студенты НГПИ.
Экспедиционные материалы хранятся в фонде 2163 Государственного архива Новосибирской области и в фонде «Архив традиционной музыки» Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки.
В 1983 г. записи песен в Новоалександровке выполнила студентка НГПИ О.В. Лисуненко, которая работала с А.Г. Зинченко 1914 г.р. А.А. Атрощенко, с которой она пела в начале 1970-х, к этому времени из Новоалександровки уехала.
Публикации
Болотская Л.И. Белорусские песенные традиции в Сибири // Сибирский фольклор. Вып. Третий. Новосибирск, 1976. С. 21–29.
Захарченко В.Г., Мельников М.Н. Свадьба Обско-Иртышского междуречья. Этнографическое описание свадебных обрядов. Тексты и напевы песен / Редакция Е.В. Гиппиуса. М.: Сов. композитор, 1983. №№ 139, 140, 156, 174, 180.
Захарченко В.Г., Мельников М.Н. Песни Сибирского тракта / издание подготовлено Е.А. Пархоменко. Новосибирск, 2018. №№ 41, 57, 63.
Фольклор белорусов Сибири и Дальнего Востока. Часть 1: Семейно-обрядовые песни и причитания / Сост. Н.В. Леонова (отв. сост.), Т.Г. Леонова, Л.М. Свиридова, Т.Б. Варфоломеева, К.П. Кабашников, А.С. Федосик. Отв. ред. В.М. Гацак. Новосибирск: Наука, 2011. №№ 34, 87, 138, 160, 267, 269 (песни в записи О.В. Лисуненко 1983 г. от А.Г. Зинченко).
Формы фиксации
Фото 1.
Аудио 01. А мы пошли на заручины**
Аудио 02. Кабы знала да всё ведала (Анна Федоровна Мельникова)
Аудио 03. Ой на горе василёчки расцветали
Аудио 04. Иваньку мамочка выряджала
Аудио 05. Заржали кони яв поле (Анна Федоровна Мельникова, Дарья Осиповна Ефименко и Кристина Вакуловна Ефименко)
Аудио 06. Погляди, Маруська, в окенца
Аудио 07. Ой, звонка, звонка сосёнка (Арина Афанасьевна Атрощенко и Анна Григорьевна Зинченко)
Аудио 08. Летав, летав соколичек (Арина Афанасьевна Атрощенко, Анна Григорьевна Зинченко и ?.?. Белоус)
Аудио 09. Чо, Ариночка, не вечеряешь (Арина Афанасьевна Атрощенко и Анна Григорьевна Зинченко)
Аудио 10. До венца, Аринка, до венца
Аудио 11. Дразнилки: Да хватилася мати; Загребай, матка жар, жар;
Батьку скулля в груди (Арина Афанасьевна Атрощенко, Анна Григорьевна Зинченко и ?.?. Белоус)
** Имена исполнителей указаны в тех случаях, когда они были объявлены собирателем по ходу записи и сохранились в аудиозаписи. Однако по звучанию можно определить, что песни 01, 03, 04 и 10 тоже были исполнены самыми яркими песенницами Новоалександровки – дуэтом А.А. Атрощенко и А.Г. Зинченко, сохранившими на сибирской земле не только песни, но и самобытный певческий стиль исходной традиции, сформировавшейся на территории русско-белорусско-украинского пограничья.
Организации, имеющие отношение к ОНН
Наименование: Новосибирский областной центр русского фольклора и этнографии; Новосибирская государственная консерватория имени М.И. Глинки, Государственный архив Новосибирской области.
Тип ответственности: хранитель
А. Яшин, Н.В. Леонова