Объект 01: Сказки Александры Ермолаевны Егоровой
![Сказки Егоровой не только расширяют наше представление о русском сказочном репертуаре сибиряков, показывают судьбу русской сказки в условиях соприкосновения различных локальных традиций, но и вводят в русскую сказочную литературу тексты, значительные по своим художественным достоинствам.](https://ekonn.nso.ru/sites/ekonn.nso.ru/wodby_files/files/news/2020/12/egorova.jpg)
Место бытования ОНН: Северный район, село Ичкала
Организация: Новосибирский областной центр русского фольклора и этнографии
Номер: 01
В многонациональном селе Ичкала Северного района также причудливо, как и нации, перемешались сказочные традиции разных народов. Первые десятилетия ХХ века отмечены творчеством русского сказителя К. Балкина, белоруса Д. Киселева, чуваша Е. Иванова - представителей разных народов, разных жанровых направлений в русле сказки. Под их влиянием возник и развился феномен Александры Ермолаевны Егоровой. Сказки Егоровой не только расширяют наше представление о русском сказочном репертуаре сибиряков, показывают судьбу русской сказки в условиях соприкосновения различных локальных традиций, но и вводят в русскую сказочную литературу тексты, значительные по своим художественным достоинствам.
От Александры Ермолаевны записано около 40 сказок. В ее творчестве представлены практически все жанровые разновидности сказки: волшебные («Иван - русский богатырь», «Золотая птица», «Дуболка-печаль», «Брат, сестра и дьявол», «Иван и трехглавый змей» и др.), авантюрно-новеллистические и сказки литературного происхождения («Жена-полковник», «Марко богатый», «Еруслан Лазаревич», «Бова королевич»), а также достаточно редкие в наше время богатырские ("Илья Муромец", "Добрыня Никитич", «Егор Святогор», «Соловей Будимирович», «Ольга Всеславьич»). В тексте «Ильи Муромца» объединены почти все известные сюжеты об Илье (9 эпизодов: исцеление Ильи; бой с тремя царевичами под Черниговом; Соловоей-разбойник; Егор-Святогор; старчище Иванчище и идолище в Царь-граде; застава богатырская и бой с чужанином; Калин-царь; и редко фиксируемые голи кабацкие и три поездки Ильи).
Записанные от А. Е. Егоровой сказки общеизвестны. Интересным представляется наличие местного колорита в традиционных сюжетах. В большинстве сказок вводятся детали таежного быта, скитаний, охоты, добычи пушнины, охотничьего искусства и т.д.. Сохраняя традиционные сюжеты, Егорова смело импровизирует, вносит существенные изменения в унаследованные сказки: меняет идейные и нравственные акценты произведения, вносит реальности современного быта. Но никогда не нарушает традиционную структуру жанра, не изменяет архаический в своей основе язык. Сказочница говорит чистым образным языком. Удивительно яркая речь Александры Ермолаевны поражает своей чистотой, красочностью, правильностью. Сказки Егоровой легко воспринимаются на слух современным человеком, несмотря на обилие диалектизмов. Сказительница любит диалог и часто обращается к нему. Но не пытается особо индивидуализировать речь героев. Характер героя оттеняется только интонационно. Нет даже попытки драматизации. Сказывание – чисто эпическое.
Для богатырских сказок Егоровой («Илья Муромец», "Добрыня Никитич" и др.). характерны крупные ритмизованные отрывки, как бы внесенные в сказку из былины. Это кроме присказок и концовок, то есть обычной в волшебной сказке обрядности. По своему ритмическому строю, по одноэпизодности – это былины с частыми нарушениями былинного ритма, со сказочными перебивами. Егорова не видит разницы между сказками и былинами, не стремится к песенной организации текста. Но редкая память и артистичность определяют стремление передать произведение таким, каким его восприняла. Отсюда бессознательная ритмическая организация большой части богатырских сказок и своеобразный речитатив. Сказка живет в своем устном бытовании, для нее очень важна эмоциональная окраска интонации рассказчика. Хороший сказитель делает исполнение сказки поистине «музыкальным». Так, начало богатырских сказок в исполнении Егоровой музыкально не только в силу ритмической организации, звуковой аллитерации, но и по музыкальности произнесенного текста.
Очевидно, село Ичкала – это один из последних очагов древней эпической традиции на территории Новосибирской области. Весьма показательно, что русский эпос, со всей его ярко выраженной национально-патриотической направленностью, сохранила чувашка по национальности.
Репертуар
1. Илья Муромец.
2. Добрыня Никитич.
3. Егор Святогор.
4. Соловей Будимирович.
5. Еруслан Лазаревич.
6. Ольга Всеславьевич.
7. Иван - русский богатырь.
8. Бова - королевич
9. Марко богатый.
10. Золотая птица.
11. Дуболка-печаль.
12. Чего дома не знаешь.
13. Катай и Валяй.
14. Сказка о трех купеческих сыновьях.
15. Пойди туда. не знаю куда.
16. Ваня и Микола милостливый.
17. Царский наследник.
18. Иван безбоязный.
19. Сказка про короля.
20. Шурий и Басанда.
21. Иван - вдовий сын.
22. Золотокудрый молодец.
23. Чудесные ягоды.
24. Про Федора.
25. Два брата и Горе.
26. Два брата и солдат.
27. Христовый день.
28. Два сына.
29. Дочь рыбака и змея.
30. Жадный поп.
31. Жена-полковник.
32. Сказка о купце.
Носители традиций
Егорова Александра Ермолаевна 1913 г.р. (по паспорту -1913).
Собиратели
Профессор М. Н. Мельников и студенты Новосибирского педагогического института Л. И. Болотская, Е. А. Кобякова, Л. М. Прозвицкая (экспедиции 1973, 1975 годов).
Исследователи
Публикации
Мельников М.Н. Васюганье: путь в никуда. Новосибирск, 1989.
Сказки Васюганья/Сост. М.Н. Мельников. Новосибирск: Новосибирский гос. пед. ин-т, 1983.
Золотая птица: Сказки А.Е. Егоровой из собрания М.Н. Мельникова // Сост. и комм. Т.Ю. Мартыновой. Новосибирск, 2006. С приложением компакт-диска, ил. (Областной центр русского фольклора и этнографии).
Формы фиксации
Фрагмент сказки "Илья Муромец" (запись 1973 года). - Звуковое приложение к сборнику сказок Золотая птица: Сказки А.Е. Егоровой из собрания М.Н. Мельникова // Сост. и комм. Т.Ю. Мартыновой. Новосибирск, 2006. (Областной центр русского фольклора и этнографии).
Фрагмент сказки "Добрыня Никитич" (запись 1973 года). - Звуковое приложение к сборнику сказок Золотая птица: Сказки А.Е. Егоровой из собрания М.Н. Мельникова // Сост. и комм. Т.Ю. Мартыновой. Новосибирск, 2006. (Областной центр русского фольклора и этнографии).