Объект 12: А.П. Шлюбченко: наигрыши на тальянке
Место бытования ОНН: Куйбышевский район, село Балман
Организация: Новосибирский областной центр русского фольклора и этнографии
Номер: 12
Описание
Арсентий Петрович Шлюбченко, уроженец старинного села Балман - знаменитый на всю Новосибирскую область гармонист.
Начал играть на балалайке в шесть лет, потом взял в руки гармони - тальянку, хромку, а ещё - гитару, аккордеон, бубен. Его отец, Пётр Алексеевич, видя, что сын делает музыкальные успехи, покупал для него инструменты в городе.
Арсентий Петрович учился - "перенимал игру" от тех гармонистов, какие, по его мнению, "умели играть", имели свой стиль в игре. "Гармонист тем и ценится, когда у него своя собственная игра, некорёная".
Любимая гармонь Шлюбченко - тальянка (искажение слова "итальянка") - обобщённое народное название вятских, вологодских, бологоевских и новоржевских видов русской гармони. В конце 19 века эти виды гармони в Центральной России стали именовать тальянками, вероятно, из-за сходства с инструментами, на которых играли уличные бродячие иностранные музыканты (главным образом итальянцы, в народе - "тальянцы"). Название "тальянка" утвердилось благодаря популярности песен, частушек, лирических стихов, в которых она воспевалась. Тембр тальянки сочный, объёмный, потому что звучат одновременно несколько голосов, настроенных в разных октавах. В наши дни этот инструмент редко можно услышать в селе и на концертной эстраде. Тальянка - гармонь русского строя: при растяжении и сжатии мехов каждая кнопка при нажатии издаёт разные звуки. При игре на такой гармони нужно прежде всего владеть техникой игры мехами, чтобы правильно вывести мелодию. Чтобы играть на тальянке нужна и техника, и большой талант. Не случайно любимая фраза Арсентия Петровича: «Чтобы так играть – одной консерватории мало».
Тальянка Шлюбченко была необычной. Арсентий Петрович приделал к ней колокольчики, как у "саратовской" и они звенели при повороте гармони в любую сторону. И он с особым удовольствием демонстрировал особенности своей "саратовской тальянки", обыгрывая колокольчики почти цирковым образом. У Шлюбченко были свои излюбленные эффекты «на публику»: он мог потрясти гармонь над головой, опустить вниз до пола. В самых немыслимых позах мелодия не прерывалась, а гармонист играл все задорнее: «Вот, мол, как я могу! А вы попробуйте!"
Гармонисты делятся на поющих и играющих, на солистов и аккомпаниаторов. А есть еще такие, кто умеет и любит играть "под пляску". Арсентий Петрович Шлюбченко относился к последним. Плясовых наигрышей не так уж и много разновидностей, особенно в Сибири. Количеством не удивишь. Главное – не то, что играешь, а как играешь. Хороший гармонист - тот, кто только растянет гармонь, а ноги сами в пляс просятся. Шлюбченко играл, что называется, «под ноги»: выбирал самого лучшего плясуна и играл конкретно под него, под его пляску. Когда мастер начинал играть на гармони, в родном Балмане никто не мог усидеть дома. Говорили: «Шлюбченко играет, значит, будет в том краю сегодня очень весело». Арсентий Петрович учил молодежь: "Сначала надо собрать народ на звук, а дальше дело пойдёт. Гармонь людей объединяет. Звенит тальянка, на одном конце играешь – на другом конце деревни пляшут, поют. В войну самое лучшее лекарство было – гармонь, раны сразу переставали болеть".
Арсентий Петрович много лет сотрудничал с Александром и Геннадием Заволокиными, выступал с ними на концертах, фестивалях и смотрах в Новосибирске, участвовал в съемках самой первой передачи "Играй, гармонь!" Крепкая дружба связывала его с Вячеславом Асановым и Ансамблем сибирской народной песни. Шлюбченко вместе со своей подругой - гармонью объездил всю Новосибирскую область и половину России. Выступал в концертном зале Ленинградской филармонии. В расшитой рубахе с опояском и неизменным цветком на околыше фуражки он выходил на сцену Кремлевского Дворца съездов. Сама Мария Мордасова пела частушки под его гармонь! Обладатель множества лауреатских дипломов и наград самым главным считал звание, данное ему народом - "главный тальянщик Новосибирска".
Т.Ю.Мартынова
Репертуар
1. Полька-бабочка
2. Краковяк
3. "На реченьку"
4. Подгорная
5. Саратова
6. Камаринская
7. "Русского"
8. "Во саду ли"
9. Тустеп
10. "Ночка тёмна"
11. Сербиянка
Носители:
Шлюбченко Арсентий Петрович, 1925 г.р., с. Балман Куйбышевского района Новосибирской области
Собиратели:
Г.Д.Заволокин, В.В. Асанов, Н.С. Кутафина, Н.А.Примеров
Исследователи
Публикации:
Н.А.Примеров. Геннадий Заволокин. - Новосибирск, 2008.- гл. 6 "Концерт сибирских гармонистов" сс.129-136.
Формы фиксации
Фото
01 – 02 - Арсентий Петрович Шлюбченко
03 – Ансамбль сибирской народной песни в гостях у А.П.Шлюбченко
04 – А.П.Шлюбченко и ансамбль села Балман
Аудио
«Камаринская», исп. А.П.Шлюбченко и Ансамбль сибирской народной песни (рук.В.В.Асанов)
Видео
(1994 год, дома у Арсентия Петровича. Запись Ансамбля сибирской народной песни):
01 – «Подгорная»
02 – «Полька простая»
03 – «Саратова»
04 – «Хонька-махонька» («Камаринская»)
05 – Фрагменты концертных выступлений А.П.Шлюбченко
Организации, имеющие отношение к ОНН
Наименование: Новосибирский областной центр русского фольклора и этнографии
Тип ответственности: хранитель