Объект 14: Хороводы села Балман
Место бытования ОНН: Куйбышевский район, с. Балман
Организация: Новосибирский областной центр русского фольклора и этнографии
Номер: 14
Описание
Песенно-танцевальный фольклор в селе Балман представлен хороводными и вечерочными песнями. В традиции русских старожилов Сибири, в том числе и в Балмане, хороводные и вечерочные песни восполняют отсутствие календарно-песенного цикла и образуют две группы сезонно-приуроченных жанров. Вечерочные песни исполнялись на молодежных посиделках зимой, а хороводы водились в весенне-летний период с центром на Троицу. По сведениям В.Г. Захарченко: «вечерочные песни называются зимними, а хороводные – весенними».
Троицу справляли три дня - с воскресенья по вторник. Когда шли в поле, пели хороводы - вся деревня шла в один край, в одну рощу. Днем на полянке устраивали совместную трапезу, здесь же хороводились, играли в игры, пели и плясали под гармонь. Финальным хороводом – всегда была «Зорюшка». «На Троицу всё село березками обставляли. Рубили березки. Венки плели. Сейчас вот это не слыхать. Вечерами, ровня́ моя, вечером идут все подружки по деревне с песнями. Где клуб сейчас – там был точо́к. Гадали – венки бросали. Бросали не в озеро, а на речке» (Филиппов Иннокентий Иванович).
В хороводах участвовали все жители села, кроме детей и стариков. Хороводы игрались за селом, на полянке. в лесу или у реки. В середине 1980-х годов старожилы еще вспоминали, как красочным, неторопливо колеблющимся шествием двигались на поляну в былые годы чинные «улочные» хороводы «Сею-вею белый-та леночек», «Во полюшке липынька». На поляне же распускались, будто волшебные цветы, круговые хороводы: за руки или «под локоток», постоянно меняющие направление движения, заплетающиеся в яркую живую «корзинку» и распадающиеся на два круга, а то один большой круг, делящийся пополам и снова сливающийся в единое целое.
В числе участниц всегда находилась самая авторитетная, активная, как правило, пожилая, но проворная, знающая текст, напевы, хореографию, умеющая правильно и «удобно» запеть женщина – неофициальный лидер хоровода. В разные годы такими были Костюкова Н.Я, Носоненко М.И., с середины 1960-х - Н.Г.Носова. Нина Григорьевна была не только руководителем взрослого и детского фольклорных коллективов, но и своего рода «воспитателем юношества». Она обучала молодежь «с голоса» старинным напевам, показывала плясовые коленца, командовала забавами, подсказывала слова песен.
Балман, в отличие от большинства старожильческих сел, сохранил хороводы не только как песенный жанр, но и как танцевальный - все разнообразие хореографических рисунков. Последовательность хороводов была импровизационной. В Балмане нет специальных наборных или разборных хороводов, созывавших круг или служивших сигналом к его рассыпанию. Хороводы чередовались с танцами, играми, плясками. Финальным же хороводом на летнем гулянии всегда была «Ты заря моя, ты зорюшка», ее могли спеть полностью.
Балманские хороводы отличает протяженность текстов (неспешность развертывания сюжета, тройные повторы), распевная, широкого дыхания мелодика, большой диапазон с глубокими «мужскими» басами (в отличие от российских вариантов с «женскими» малообъемными напевами).
Тематика балманских хороводов типична для песен данного жанра:
1) Аграрные (в данном случае обработка льна) - "Посеемте. девки, лён", "Сею-вею белый-то леночек".
2) Любовно-брачная (выбор пары) - "Подойду к Колывану-городу".
3) Семейные отношения (отношения молодки с мужем, членами его семьи -свекром, свекровью, деверем, золовкой). Но речь в хороводах идет не о нелегкой жизни и грубом обращении мужа, а о свободном независимом характере жены, о ее неповиновении родне («Ты заря моя, ты зоренька»). Девушка не хочет идти ни за старого, ни за малого, а только за ровнюшку. Жена стелит мужу кирпичи вместо мягкой перины; готовит несъедобный пирог; посылает за цветком на заведомо непроходимое болото ("Вечор девку сговорили"). Непокорный характер молодой жены типичен для сюжетов южно-российских летних хороводов.
Исследователи (К.Голейзовский, В.И.Даль) отмечают приуроченность хороводов к определенному календарному периоду или закрепленность за календарным праздником, в зависимости от их тематики и способов вождения (напр: выбор пары – святки, семейные взаимоотношения – лето). В Балмане хороводы считаются летним жанров, но наблюдается свободная приуроченность некоторых из них: так, чисто святочный по тематике «Колыван-город» могли водить и зимой, и летом.
Для балманских хороводов характерна степенность поступи. Скорость движения хороводного круга зависит от темпа песни. Хороводы в Балмане обычно исполнялись в удобном темпе спокойного шага. Медленная степенная поступь чалдонок во многом зависела от традиционного наряда - «парочки». Очень широкая, длинная, «с хвостом», с двумя оборками юбка из пяти полотен ткани, такой же по крою подъюбник не располагает к быстрому передвижению по траве. Женщина в таком наряде идет – «как пава плывет». Для облика чалдонки, для манеры поведения, даже вне хоровода характерны были строгость, сдержанность, величавость поступи («Девушки были очень строгие - подойти к ним было сложно» А.П.Шлюбченко.).
Ритмический рисунок мелодии и темп обычно никак не влияют на характер поступи – все двигаются вне ритма напева, произвольно, не в ногу. Но в Балмане есть и другая разновидность хороводов – круговые «под локоток», где хождение в ногу принципиально. Катящееся против солнца живое колесо завораживает магией размеренного, четкого ритма, общего дыхания, хоровод воспринимается как единый организм ("Ты заря моя. ты зоренька", "Вечор девку сговорили", "Кумушки, скачите").
Отличительная особенность балманских хороводов – роль дыхания-паузы в конце куплета (резкий обрыв мелодии). Какой бы распевной не была мелодия, в конце куплета обязательно - четкое окончание, скандирование, резкий обрыв, дающий инерцию для дальнейшего движения.
Характерной чертой жанра в Балмане является отсутствие традиционных хороводных рефренов: лёли-лёли, люшеньки-люли; и т.п..
Балманские хороводы отличает насыщенная, плотная фактура, полнозвучное многоголосие (двухголосие с элементами трех-четырехголосия).
Т.Ю.Мартынова
Репертуар
1. Разливалась лужговатая река.
2. Сею-вею белый-то леночек.
3. Посеемте, девки, лен.
4. Да во полюшке липынька.
5. Перевешу млада хмелю.
6. Вечор девку сговорили.
7. Пошли девки в лес по ягоды гулять.
8. Ты заря моя. ты зоренька
9. Во горенке во новой.
10. Я кроила рубашку.
11. Кумушки, скачите.
12. Подойду к Колывану-городу
13. Кострома моя, Костромушка.
Носители традиций
1. Костюкова Прасковья Яковлевна, 1909 г.р.
2. Носоненко Мария Игнатьевна, 1910 г.р.
3. Носова Нина Григорьевна, 1924 г.р.
4. Гасперская Тамара Васильевна, 1926 г.р.
5. Бойкова Роза Карловна, 1933 г.р.
6.Достовалова Матрена Николаевна, 1915 г.р.
7. Гребенщикова Анна Митрофановна, 1909 г.р.
Собиратели
Захарченко В.Г.,
Мельников М.Н.,
Мартынова Т.Ю.,
Асанов В.В.,
Кутафина Н.С.,
Суровяк Л.В.
Исследователи
Публикации
Песни села Балман /сост. В.Г. Захарченко. - Новосибирск, 1969. - Новосибирский областной дом народного творчества.
Хороводные и вечерочные песни села Балман / сост., нотир. и комментарии Т.Ю.Мартыновой. - Новосибирск , 2019. – Новосибирский областной центр русского фольклора и этнографии
Поют народные исполнители. Народный хор с. Балман Новосибирской области. Рук. Н. Носова / Аннотация В.Г. Захарченко. – Мелодия, 1977, С20 08535/36
Формы фиксации
Фото
01 – «Ты заря моя, ты зорюшка». Хоровод на улице Балмана. Конец 1980-х гг.
02 – Народный хор села Балман. Новосибирский театр оперы и балета. 1970г.
03 – Хоровод «Кострома». Ансамбль «Нареченька», 2014 год. Фото А.И.Мальцева.
Аудио
01 – «Ты заря, ты моя зоренька» (пластинка "Поют народные исполнители. Народный хор с. Балман Новосибирской области". Рук. Н. Носова / Аннотация В.Г. Захарченко. – Мелодия, 1977, С20 08535/36)
02 - «Сею-вею белый-то леночек» (пластинка "Поют народные исполнители. Народный хор с. Балман Новосибирской области". Рук. Н. Носова / Аннотация В.Г. Захарченко. – Мелодия, 1977, С20 08535/36)
03 – «Да во полюшке липонька». Зап. в 1987 г. В.В.Асановым и Ансамблем сибирской народной песни.
04 – «Перевешу млада хмелю» (пластинка "Поют народные исполнители. Народный хор с. Балман Новосибирской области". Рук. Н. Носова / Аннотация В.Г. Захарченко. – Мелодия, 1977, С20 08535/36)
05 – «Посеемте, девки, лен». Зап. в 1987 г. В.В.Асановым и Ансамблем сибирской народной песни.
06 – Кумушки, скачите» (пластинка "Поют народные исполнители. Народный хор с. Балман Новосибирской области". Рук. Н. Носова / Аннотация В.Г. Захарченко. – Мелодия, 1977, С20 08535/36)
Организации, имеющие отношение к ОНН
Наименование: Новосибирский областной центр русского фольклора и этнографии
Тип ответственности: хранитель