Объект 13: Вечорочные песни села Балман
Место бытования ОНН: Куйбышевский район, село Балман
Организация: Новосибирский областной центр русского фольклора и этнографии
Номер: 13
Описание
В старожильческих сибирских селах вечерки проводились только зимой на святках, с Рождества до Крещения, т.е. с 25 декабря по 6 января (старого стиля). Поэтому вечерочные песни называют зимними.
В Балмане на святках молодежь договаривалась с хозяйкой, откупали дом на две недели. В оплату за дом собирали хозяйке дрова, керосин, деньги, хлеб. Иногда хозяйка уходила ночевать к соседям, чтобы не стеснять молодежь.
На первую святочную вечерку парни обязательно собирали девушек, отпрашивали их у родителей. Обходили все дома, где были девки, подходящие по возрасту (ровесники).
В селе одновременно было несколько вечерок, различавшихся по возрастному составу. Подростки и малыши собирались отдельно от молодежи брачного возраста. Нередко малыши присутствовали на взрослой вечерке, подглядывая за старшими с полатей. На вечерке садились все вперемешку. Если изба была тесной – допускалось сидение на полу, на коленях друг у друга.
Программа молодежных собраний была четко регламентирована. Первой песней всегда была «Что во Томской во губерни». Дальше следовали «поцеловочные», чередующиеся с играми и танцами.
В большинстве сибирских сел возможно было исполнение вечерочных песен на протяжении всей зимы на молодежных посиделках (как праздничных, так и рабочих). В Балмане же - только на святках и на свадебных вечерках. В советский период происходит изменение понятия: со слов А.П.Шлюбченко – весной и летом «ходили к ветряной мельнице и там проводили вечерку» (т.е. молодежное гуляние).
Для сибирских вечерочных песен характерны политекстовость, простые формы напева. На старожильческих вечерках бытовали либо простые типовые напевы (варианты комаринской или барыни) с «поцеловками» в конце текста, либо – долгие лирические, без упоминаний поцелуев, иногда с очень далеким от этого сюжетом. Условно их можно разделить на проходочные и сидячие).
Для Балмана более типичны долгие вечерочные, с развернутым сюжетом. В тексте песен указание на поцелуй встречается скорее как исключение: «с целованья губы трескаются» («Я ходила по бережку»»), «поцелуй ее столь милешенько» («Я качу кольцо»). Чаще используется словесная приговорка «Ураза, ураза, целоваться три раза». В сборнике В.Г.Захарченко есть указание на еще один вариант приговорки («На заборе воробей, целоваться не робей!»).
Вечерочные могли водить кругом (и могли на вечерке исполнять круговые хороводы типа «Ты заря моя, ты зоренька»), а могли сидеть. Больше частью ходили только парень с девушкой (помещение сельской избы не приспособлено для хороводов). Чередование движение-сидение, игры-танцы).
В балманских вечерочных ярко проявляется политекстовость. Выделяются два основных напева (Я ходила по бережку , Подрался баран с козлом, Ты шкатулка, шкатулка моя - 3 песни; Из-за гор гусей гнала, Как на печке, на припечке, Как за двором , за двором, Три-то молодца, три хорошеньких» и вариант напева - «Я скакал бы, я плясал бы» - 5 песен).
Между вечерочными и хороводными в Балмане нет жесткой границы. На вечерках возможно было исполнять некоторые летние хороводы (напр., «Ты заря моя, ты зоренька»). В то же время «Подойду, подойду к Колывану-городу» (по смыслу святочный хоровод ) нередко исполняли на троицких гуляниях.
«Что во Томской во губерни» по мелодике и ритмике, по характерному обрыву в конце куплета напоминает круговые хороводы «в ногу, под локоток» (ср.: «Ты заря моя, ты зоренька»). Более того, возможно исполнение на один напев песен, относящихся к разным жанрам ( своеобразная «междужанровая» политекстовость). Таковы песенные пары: «Я кроила рубашку» (хоровод) - «Ты Анютка маленька» (вечерочная), «Я качу кольцо» (вечерочная) - «Я охоча была» (хоровод). Принципиальное отличие вечерочных и хороводных - в текстах.
Вечерочные песни имели для современников нравоучительное, познавательное и историко-информативное значение. Это своеобразная энциклопедия народной жизни, где смысл иногда понятен сразу, а иногда читается между строк, через символику образов, как например, в песне «Я ходила по бережку». С тонким юмором, без прямого осуждения или прямо названного действия создается образ непутевой девушки, которая вместо работы «ловит белу рыбку для себя» (образ пойманной рыбы в народной символике обычно связан с беременностью). Т.е. девушка поутру гуляет без дела, «ловит» молодцев», о чем и доложили матушке ребята. Рассерженная матушка отправила нерадивую дочку полоть капусту. Капусту обычно садили поблизости от реки. Девушка «попалывает» (иронический оттенок), с надеждой поглядывая на солнце – высоко ли взошло (капусту пололи, пока солнце невысоко стояло над горизонтом). А солнца все не видать – туман закрывает, вот беда – когда же домой? Купец из лавочки пытается прельстить ее красавицу отрезом ткани. Ей «китаечки хочется - молодца любить не хочется» (замуж не собирается или хочет за другого).
В настоящее время хороводы и вечерочные песни исчезли из живого бытования села. Основными носителями традиции на современном этапе следует считать участников фольклорной группы "Нареченька". Вечерочные песни села Балман включены в репертуар фольклорных ансамблей Новосибирска, Барнаула. Омска, Томска, Москвы, Санкт-Петербурга.
Мартынова Т.Ю.
Репертуар
1. Что во Томской во губерни.
2. Я качу, качу золото кольцо.
3. Ты шкатулка, шкатулка моя.
4. Я ходила по бережку.
5. Как на печке, на припечке.
6. Как за двором, за двором.
7. Подрался баран с козлом.
8. Из-за гор гусей гнала.
9. Я скакал бы, я плясал бы.
10. Ты Анютка маленька.
11. Поедем, жена, во Китай-город гулять
12. Затопила печку в хате
13. Три-то молодца, три хорошеньких
14. Как по нашему полу крашеному
15. На базаре, на торгу
Носители традиций
1. Носоненко Мария Игнатьевна, 1910 г.р.
2. Костюкова Прасковья Яковлевна, 1909 г.р.
3. Носова Нина Григорьевна, 1924 г.р.
4. Гасперская Тамара Васильевна, 1926 г.р.
5. Бойкова Роза Карловна, 1934 г.р.
6. Ловцова Дарья Григорьевна, 1926 г.р.
7. Достовалова Матрена Николаевна, 1915 г.р.
8. Гребенщикова Анна Митрофановна, 1909 г.р.
Собиратели
Захарченко В.Г.
Мельников М.Н.
Мартынова Т.Ю.
Асанов В.В.
Кутафина Н.С.
Суровяк Л.В.
Публикации
Песни села Балман / сост. В.Г. Захарченко. - Новосибирск, 1969. - Новосибирский областной дом народного творчества.
В.Захарченко. М.Мельников. Свадьба Обско-Иртышского междуречья. - Новосибирск, 1983. - сс. 8-29.
Хороводные и вечерочные песни села Балман / сост., нотир. и комментарии Т.Ю.Мартыновой. - Новосибирск , 2019. – Новосибирский областной центр русского фольклора и этнографии.
Поют народные исполнители. Народный хор с. Балман Новосибирской области. Рук. Н. Носова / Аннотация В.Г. Захарченко. – Мелодия, 1977, С20 08535/36
Формы фиксации
Фото
01 -Первые участники фольклорного ансамбля с.Балман: Е.Н. Михайлова, Н.Г. Носова, З.Ф. Носова, М.И. Носоненко, А.Г. Пухова. 1965 год.
02 – Вечерочную песню исполняет ансамбль «Нареченька» (рук. Т.В.Ноздренко). 2013 год. Фото А.И.Мальцева
Аудио
01 –«Ой да, что во Томской во губерни» (пластинка Поют народные исполнители. Народный хор с. Балман Новосибирской области. Рук. Н. Носова / Аннотация В.Г. Захарченко. – Мелодия, 1977, С20 08535/36)
02 – «Я качу кольцо» (пластинка Поют народные исполнители. Народный хор с. Балман Новосибирской области. Рук. Н. Носова / Аннотация В.Г. Захарченко. – Мелодия, 1977, С20 08535/36)
03 -«Во горенке во новой» (пластинка Поют народные исполнители. Народный хор с. Балман Новосибирской области. Рук. Н. Носова / Аннотация В.Г. Захарченко. – Мелодия, 1977, С20 08535/36)
04 - «Из-за гор гусей гнала». Зап. в 1985 г. Т.Ю.Мартыновой, А.В.Пашкиной, И.А.Овчинниковым.
05 - «Я скакал бы, я плясал бы». Зап. в 1985 г. Т.Ю.Мартыновой, А.В.Пашкиной, И.А.Овчинниковым.
06 - «Я ходила по бережку». Зап. в 1985 г. Т.Ю.Мартыновой, А.В.Пашкиной, И.А.Овчинниковым.
Организации, имеющие отношение к ОНН
Наименование: Новосибирский областной центр русского фольклора и этнографии
Тип ответственности: хранитель