Объект 11: Свадебный обряд черниговских переселенцев села Прямского
Описание
Потомки черниговских переселенцев, проживающие в с. Прямское Маслянинского района Новосибирской области, являются носителями живой, хотя и постепенно угасающей, фольклорной традиции. В частности, до недавнего времени активно бытовал традиционный свадебный обряд: старейшие жители села, которым сейчас более 80 лет, рассказывают, что согласно этому обряду они играли свадьбы сами (т.е. это происходило в послевоенные годы) и женили ещё своих детей (вплоть до 1980-х годов).
В прежние времена свадьбы принято было играть в периоды, разрешённые церковным календарем: поздней осенью (после Покрова), после Рождества (в мясоед), а также в короткий весенний период (на Красную горку). Однако постепенно этот обычай стал соблюдаться всё менее строго, о чём уже свидетельствуют сроки свадеб самых старших информантов. Кроме того, сам свадебный сценарий претерпевал изменения – он сокращался, из него исчезали некоторые этапы (так, в современной свадьбе отсутствует обряд выпечки каравая и, следовательно, не звучат уже каравайные песни).
Свадебный обряд черниговцев-переселенцев с. Прямское даже в настоящее время достаточно сложен по структуре и отличается значительной временной протяжённостью: он занимает несколько дней, распадаясь на две крупные части: 1) до свадебного дня и 2) непосредственно свадебный день и следующий за ним. Предварительным этапом является сватовство – сговор родственников о свадьбе. Судя по рассказам информантов, сватовство проходило в семейном кругу, без приглашения друзей парня и подруг девушки, и без пения песен. Если на предложение жениха выйти за него замуж девушка и её родные отвечали положительно, принято было устраивать "заручины" (иногда они практически сливались со сватовством по срокам). Основные функции этого этапа свадебного обряда – официально оповестить всех родственников, соседей, друзей и односельчан о предстоящей свадьбе. Кроме того, на заручинах родственники жениха и невесты договаривались, в какой день сыграть свадьбу, обсуждали все организационные подробности предстоящего торжества. На заручины в дом невесты приглашались не только старшие и пожилые представители родов жениха и невесты, но и молодёжь – как родственники, так и друзья. Устраивалось застолье, присутствующие пели приуроченные к данному этапу свадебного обряда песни: «У нас так: молодые не сидят за столом. Оне… стоят где-нибудь там, разговаривают. [За столом сидит родня]. Песни пеют. Дак и девки тогда гуляют. Йна [невеста] зазывая девок».
Содержание песен в основном касалось невесты – её доли, изменения её статуса. Пели только женщины. Нередко песня строилась как диалог между невестой (при этом сама она не пела) и другими участниками свадебного обряда – например, матерью невесты:
– Чи я ж тебе, мати, надоскучила? (2 раза)
Что ж ты мяне да й заручил[а]?
– Надоскучили мне девочки, (2 раза)
А с вечара забегаючи.
А с вечера (й) забегаючи, (2 раза)
Тебя, млада, выгукаюч[и].
– Пожди, мати, хоть няделечку – (2 раза)
Ни пабачишь мяне, девачк[у].
Будут девки на вячорку идти, (2 раза)
Твою хату да й минаюч[и].
Твою хату да й минаючи, (2 раза)
Тебе жали придаваюч[и].
Диалогическое строение имеет и другая «заручачная» песня, в которой называется имя невесты:
– Что ж ты думала, девка Юлечка,
Як были сваты у хате?
– А я ж думала, мои девочки,
Что мяне мать не отдаст.
А йна отдала, да й наказала –
Чтоб семь годов не бывать.
Прожила я год, прожила другой,
На третий соскучилась.
А я кинуся-пирякинуся
Сераю зязюлькой.
Кукай(я), люля, кукай, серая:
Скоко мне у батьки жить?
– Жить табе, девочка, жить табе, Юлячка,
Один день до вечар[а].
К данному этапу свадебного обряда также относятся песни «Рута-мята за горою…» (аудио 1), «Як во поле черёмушка тонка-горка…» (аудио 2) и другие.
На следующий (после заручин) день начиналась подготовка к свадьбе. Родственники жениха и невесты были заняты хозяйственными хлопотами. Родные невесты помимо этого готовили приданое. Подруги девушки помогали ей сделать свадебный наряд – в частности, мастерили из цветной бумаги и лент празничный головной убор: «Раньше ж не було фаты… щалковые ленты были, вянок. Бумажки такие тоненькие делали к ленте – вянок. И длинные ленты назад свисали, на полтора метра. Как наденут на деўку – на пень наденут, и то красиво будет! – такая она красивая».
Для изготовления венка был предназначен специальный вечер в период предсвадебной подготовки – девичник, на который собирались подруги невесты во главе с подневестницей (в современном понимании – свидетельницей со стороны невесты). «Собирает девочек яна [невеста]. У яе уже самая старшая – поднявесница, и тут аще девок пять. Вянки етыя делают, пришивають усё... И песни пеють». Песни на девичнике не были строго регламентированы: помимо песен из свадебного цикла, в том числе «заручачных», могли звучать, например, «вечёрошные» и лирические песни. На девичнике девушки также занимались изготовлением бумажных цветов для украшения свадебного дерева – молодой ёлки. «Приношают ёлку, цвяты – бумажки делают на тую ёлку. Теперь купляют, а тода самоделашнаи. И даже вянки на голове были самоделашнаи». Специальных песен «на ёлку» не было. Наряженное деревце оставалось в доме невесты до приезда за нею жениха: «Ёлку нихто у нас не выкупляя – стоить у нявесты эта ёлка. Приезжая женихи и потом… выкупливають». Вероятно, молодое срубленное деревце символизировало девичью волю, которой лишалась невеста. Исследователи высказывают также предположение, что это символ мирового древа. Украшение ёлочки подружками невесты и «выкупливание» её женихом можно расценивать как знак того, что девушка принимает изменение своей судьбы и примыкает отныне к другому роду – роду своего будущего мужа. Таким образом, все обряды девичника были направлены на то, чтобы невеста попрощалась с девичеством, подготовилась к расставанию с родными, с домом и привычным жизненным укладом.
Поскольку венчание обычно происходило утром после воскресной службы в церкви, девичник назначали на вечер предшествующей субботы. Однако с течением времени «привязка» к определённому дню недели стала менее строгой. Более того, постепенно сам этап венчания исчез из свадебного обряда. В качестве одной из причин следует назвать отсутствие в селе Прямское церкви; главным же фактором, безусловно, является изменение историко-социальной ситуации (установка на светскость свадебного обряда, пропаганда атеизма и пр.).
Вторая крупная часть свадебного обряда черниговских переселенцев начиналась утром свадебного дня (в традиционном укладе это было утро воскресенья). В доме невесты происходили сборы её к венцу (в современный период – к регистрации брака в ЗАГС). Женщины рода и подруги помогали ей нарядиться в праздничную одежду. Затем, по словам информантов, невесту следовало «посадить» на табурет в центре женского круга (у белорусов этот этап так и называется – «посад», но прямчане подобного названия не сообщили). В ожидании жениха ей расчёсывали волосы (фото 2), надевали венок, изготовленный во время девичника. Особая роль помощницы в действиях, связанных с причёской невесты, отводилась девочке, не достигшей брачного возраста (позже она будет «продавать» косу невесты во время свадебного пира). Для невесты это было время прощания с домом родителей, о чём и повествуется в песнях данного этапа свадебного сценария. «Вот она и плача. Сидит и плача» (аудио 3):
Не жарко горит лучина, (2 раза)
Не жалко плача Юлячка. (2 раза)
Не разжалила таточку, (2 раза)
Свою роднаю мамачку. (2 раза)
Коли захочу – разжалю. (2 раза)
Выпляту я плёт с русых кос, (2 раза)
Повешу я плёт на приплёт
Куда мой батька идёт.
А в клеть идучи – забача, (2 раза)
От клеть идуча – заплача: (2 раза)
– Вот моя дочухна носила, (2 раза)
Моё подворья красила. (2 раза)
Тяперь некому носити, (2 раза)
Моё подворье красити. (2 раза)
К этому же этапу свадебного обряда относится песня «Неправдивая калина…» (аудио 4).В словесном тексте используется традиционный для славянских народных песен приём параллелизма: в положенный срок зацвела и дала плоды калина, хотя не собиралась ни цвести, ни плодоносить, – девушка «казала», что замуж не пойдёт, но «як прышла пора – дак пошла, себе Лёнечку да й нашла».. Напев песни относится к так называемым политекстовым напевам: он неоднократно встречается с различными словесными текстами на разных этапах свадебного обряда, выполняя, таким образом, связующую драматургическую функцию (например, этот же напев имеют песни «Не жарко горит лучина…», «Не стой, мамачка, в пароги…» и др.).
Репертуар
«Рута-мята за горою…» – поют на заручинах.
«Як во поле черёмушка тонка-горка...» – поют на заручинах.
«Не жарко горит лучина...» – поют утром свадебного дня на расплетание косы, а также во время отъезда невесты из дома.
«Неправдивая калина...» – поют во время сборов невесты к венцу.
Припевки «Не скупись, сваток…» – поют «как приедут за невестой», во время выкупа её женихом.
«Ходила Валя меж коней…» – поют во время отъезда к венцу, а также во время отъезда невесты в дом жениха.
«Катилася заряночка с неба…» – поют на второй день свадьбы.
Носители традиций
Ансамбль «Прямчаночка». Состав:
1. Ананенко Елена Тимофеевна, 1926 г.р., родилась в с. Прямское, отец родом из Черниговской губернии, мать – с Брянщины; запевала ансамбля;
2. Гусельникова Мария Викторовна, 1936 г.р.;
3. Дережинцева Лидия Петровна, 1953 г.р.;
4. Киркоро Варвара Михайловна, 1929 г.р., родилась в с. Прямское, родители из Черниговской губернии;
5. Киркоро Владимир Филиппович, 1918 г.р., родился в с. Прямское, родители из Черниговской губернии, д. Страговская Буда;
6. Ковалёва Валентина Юрьевна, 1959 г.р., художественный руководитель ансамбля;
7. Ковалёва Серафима Фёдоровна, 1930 г.р., родилась в с. Прямское, родители из Черниговской губернии;
8. Майорова Александра Николаевна, 1919 г.р., родители из Чернигова и Волыни;
9. Новикова Лидия Фёдоровна, 1946 г.р.;
10. Понуровская Анна Васильевна, 1929 г.р.;
11. Прудникова Екатерина Владимировна, 1946 г.р.;
12. Садохина Александра Андреевна, 1931 г.р.;
13. Садохина Валентина Алексеевна, 1938 г.р.;
14. Туняк Вера Викторовна, 1937 г.р.;
15. Хоменок Мария Степановна, 1936 г.р., родилась в с. Прямское, родители из Черниговской губернии;
16. Щедилова Галина Карповна, 1940 г.р.
Собиратели
Фольклор с. Прямское Маслянинского района Новосибирской области был впервые зафиксирован в 1989 г. Лахненко Владимиром Николаевичем, руководителем фольклорного ансамбля «Русский клуб» (г. Бердск Новосибирской области).
1999 г. – экспедиция Маслянинского краеведческого музея, в составе которой находились Микова Лариса Витальевна и Дукальская Светлана Юрьевна. Аудиокассеты с материалами экспедиции хранятся в Маслянинском краеведческом музее.
2003 г. – экспедиция Новосибирского областного центра русского фольклора и этнографии (совместно со Святоалексеевской школой традиционной культуры при православном приходе в честь царя-мученика Николая), участники: Суровяк Любовь Викторовна и Алексей Богуславович. Аудиозаписи и фотографии хранятся в Архиве Новосибирского областного центра русского фольклора и этнографии.
2005 г. – экспедиция Новосибирского областного центра русского фольклора и этнографии, состав: Мартынова Татьяна Юрьевна, Суровяк Алексей Богуславович, Молодцова Ольга Владимировна, Картамышев Михаил Сергеевич. Аудио- и видеоматериалы хранятся в Архиве НОЦРФиЭ.
2005 г. – запись выступления певческой группы «Прямчаночка» в Малом зале Новосибирской государственной консерватории (академии) имени М.И. Глинки. Аудио- и видеоматериалы хранятся в Архиве традиционной музыки и Архиве НОЦРФиЭ.
2013 г. – экспедиция НОЦРФиЭ в составе: Мартынова Татьяна Юрьевна, Суровяк Любовь Викторовна, Мальцев Алексей Иванович. Аудио- и видеоматериалы хранятся в Архиве НОЦРФиЭ.
Публикации
Изданы несколько аудиозаписей: Компакт-диск, № 7 – Выкуп. Не скупись, сваток (как приедут за невестой); № 8 – Ходила Валя меж коней (отъезд к венцу); № 17 – Рута-мята за горою (утро свадебного дня) // Фольклор белорусов Сибири и Дальнего Востока. Часть 1: Семейно-обрядовые песни и причитания / Сост. Н.В. Леонова (отв. сост.), Т.Г. Леонова, Л.М. Свиридова, Т.Б. Варфоломеева, К.П. Кабашников, А.С. Федосик. Отв. ред. В.М. Гацак. – Новосибирск: Наука, 2011. – 548 с., ил., ноты + компакт-диск. – (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока; Т. 31).
Формы фиксации
Фото
Певческая группа с. Прямское «Прямчаночка» (руководитель В.Ю. Ковалёва) на сцене Новосибирской государственной консерватории (академии) им. М.И. Глинки, (г. Новосибирск), ноябрь 2005 г. Фото Картамышева М.С.
Аудио
Исполняет ансамбль «Прямчаночка». Записано в ноябре 2005 г. в г. Новосибирске, в Малом зале Новосибирской государственной консерватории (академии) им. М.И. Глинки, во время творческой встречи-концерта ансамбля «Прямчаночка». Звукорежиссер В.Д. Мурин. Запись хранится в Архиве традиционной музыки НГК им. М.И. Глинки
01 - «Рута-мята за горою…» – поют на заручинах.:
02 - «Катилася заряночка с неба…» – поют на второй день свадьбы.
Видео
Существует документальный фильм «Сказание о земле новосибирской», в котором представлена попытка этнографической реконструкции свадебного обряда с. Прямское. Режиссёр Татьяна Журавлёва, оператор Владимир Фишер; исполнители – певческая группа с. Прямское «Прямчаночка» (руководитель В.Ю. Ковалёва), фольклорный ансамбль «Горлинка» (руководитель С.Ю. Дукальская). Фильм создан в рамках проекта «Историко-культурная антология»; студия документального фильма Хронограф», Новосибирск, 2012. DVD с записью фильма хранится в Архиве Новосибирского областного центра русского фольклора и этнографии (DVD 334). Кроме того, фильм можно найти в открытом доступе – см., например:
http://vk.com/video23051587_166531622
Видео 1. Выкуп невесты. Сценическая реконструкция. Исполняет ансамбль «Прямчаночка» с. Прямское Маслянинского района Новосибирской области. Записано в ноябре 2005 г. в г. Новосибирске, в Малом зале Новосибирской государственной консерватории (академии) им. М.И. Глинки, во время творческой встречи-концерта ансамбля «Прямчаночка». Видеозапись Е.И. Исмагиловой. Запись хранится в Архиве традиционной музыки НГК им. М.И. Глинки: А0230, № 32 – 35.
Видео 2. Невесту забирают из родного дома. Приезд невесты в дом жениха. Сценическая реконструкция. Исполняет ансамбль «Прямчаночка» с. Прямское Маслянинского района Новосибирской области. Записано в ноябре 2005 г. в г. Новосибирске, в Малом зале Новосибирской государственной консерватории (академии) им. М.И. Глинки, во время творческой встречи-концерта ансамбля «Прямчаночка». Видеозапись Е.И. Исмагиловой. Запись хранится в Архиве традиционной музыки НГК им. М.И. Глинки: А0230, № 36 – 39.
Видео 3. Свадебный пир в доме жениха (частушки). Сценическая реконструкция. Исполняет ансамбль «Прямчаночка» с. Прямское Маслянинского района Новосибирской области. Записано в ноябре 2005 г. в г. Новосибирске, в Малом зале Новосибирской государственной консерватории (академии) им. М.И. Глинки, во время творческой встречи-концерта ансамбля «Прямчаночка». Видеозапись Е.И. Исмагиловой. Запись хранится в Архиве традиционной музыки НГК им. М.И. Глинки: А0230, № 40, 41.
Организации, имеющие отношение к ОНН
Наименование: Новосибирский областной центр русского фольклора и этнографии
Тип ответственности: хранитель
Наименование: Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М.И.Глинки
Тип ответственности: хранитель