Объект 25: Белорусская свадьба в записи от Ивана Кондратьевича Бондарева
Место бытования ОНН: Кыштовский район, д. Ивановка
Организация: Новосибирский областной центр русского фольклора и этнографии
Номер: 25
Описание
Носителями традиционной свадебной песенности являются в основном женщины. Тем более уникален Иван Кондратьевич Бондарев, уроженец села Колбаса Кыштовского района, который помнил и пел много, очень много свадебных песен. Вот как описывает его М.Н.Мельников: Иван Кондратьевич Бондарев – «ветеран Великой Отечественной, герой (орден Славы первой степени), не раз чертом меченный: нет даже части черепа, отказали ноги. А он полон оптимизма, искрится весельем и озорством, пересыпает речь пословицами, поговорками, прибаутками. А то начнет говорить раёшным стихом (рифмованная проза). Счастлив в браке. Большую часть песен поет вместе с женой – Александрой Архиповной. Был удачливым сватом, тороватым свадебным дружкой, заводилой-балагуром, плясуном… Щедрой души человек! Отдает и радуется:
– Надо – приходите. Песни еще найдем: не забирать же их с собой на тот свет, пусть людям остаются!
Это описание свадьбы белорусских переселенцев сделано со слов Ивана Кондратьевича.
Просватанье
Свадебным возрастом для молодежи считалось 16 лет. Но попа могли обмануть на полгода, например, за кабана. Критериями ценности для невесты были чистоплотность и трудолюбие. Так, хорошей невестой считалась «тысячница», вязавшая до тысячи снопов. Но для того, чтобы получить согласие на брак с такой девушкой, необходимо было заслать в ее дом сватов, для чего жениха посылали за сватом, человеком уже в годах, обязательно счастливого в браке, веселым, хорошо владеющим языком прибауток, насмешек, побасенок, прекрасным организатором. Сват приглашался по делу: его просили сосватать невесту. А когда в дом жениха приходили приглашенные с той же целью его крестные, то назначался день просвататья. В тот же день или несколько позже жених выбирал из числа своих друзей подженишника, еще одно действующее лицо свадьбы. Им мог быть и родной брат жениха.
В день сватовства в доме жениха собираются крестные, сват, или по-другому дружок (дружкА), подженишник. Поздно вечером со стены снимают икону, и, родители благословляют жениха. При этом последний становится на голый пол на колени, а снявшая со стены икону крестная передает ее матери жениха. Отцу подают хлеб, на который посыпают соль. Мать крестит жениха рукой, в ответ на что он встает с колен и три раза целует мать. Отец же благословляет его хлебом, который затем целует жених. Затем все сваты становятся под иконой и молятся. По окончании этого обряда сваты выходили из дома: впереди шла крестная с хлебом, завернутым в полотенце, затем крестный с бутылкой водки и салом, следом шли родители жениха и жених, а позади всех – старший сват (дружок). Сватов можно было сглазить. Для этого искали особый горох с девятью горошинами и перед уходящими сватами над ними приговаривали:
Девять вместе,
А девятая – невеста.
Конь – ни с места!
Выезжали из дома ночью. У ворот мать обсевала пшеницей или овсом коня и кошевку с колокольчиками на дуге, приготовленных подженишником. Запряженными им лошадьми правит дружок. При подъезде к воротам невесты коней оставляли за воротами и оставляли подженишника сторожить их. В ворота заходили в том же порядке, в котором выходили из дома. На них праздничная одежда, опоясок могло не быть. У порога они снимают шапки и крестятся. Начинает разговор старший сват:
Чиста в реке водица.
Доброго вам здоровьица!
Жане Егора и ему
Счастия в этом дому!
Отец невесты отвечает: «Милости просим!» Тогда сваты заходят в дом и на слова родителей невесты «Чего к нам пришли?» - сват отвечает:
У вас есть телка продажная,
У нас – купец.
Без телки трудно жити.
Хотели купити.
При этом их приглашают садиться, а хлеб, завернутый в вышитое полотенце, разворачивается на середине стола, где ставят и водку с салом.
Родители невесты еще до сватовства знают о его возможности. Кроме того у старшей сестры невесты спрашивают: «Можно ли за этого жениха пойти?»
Когда сваты начинают договариваться, жених идет искать невесту, если она, например, на посиделках или просто ночует у подруги. По приходу домой она переодевается и в случае согласия отвечает на вопрос своего отца о желании выйти замуж: «Да». Жених и невеста идут звать крестных невесты, ее дядьев, теток, подружек. Если согласие получено, то родители невесты зажигают под образами лампаду. В ряде случаев это делают пришедшие подневестницы, т.е. подруги невесты. При отказе хлеб и водка с салом возвращаются сватам. При согласии невеста разрезает хлеб ножом и все выпивают из принесенной бутылки. А невеста выкладывает на стол рушники, ею самой вытканные и вышитые, которые подневестницы подвязывают будущим свекру и свекрови, а подженишник – дружку, через правое плечо. Невеста дарит кисет и опояску жениху. Потом отец невесты запрашивает калым, который как бы является выкупом невесты. Он может быть более или менее крупным и включать в себя вещи, домашний скот, продукты и т.д. Кроме того, сваты сразу договариваются о дне заручин и о том, что со стороны жениха в этот день будет поставлено три четверти самогонки (6 литров). Договор идет и о рОзглядах, т.е. визите родителей невесты и ее самой в дом жениха с целью убедиться в достаточности будущих родственников.
Теперь девушка и парень считаются помолвленными. Сваты прощаются. При отказе сватов не провожают. При согласии родители невесты провожают их за ворота. Жених и невеста, которым в момент просватанья не разрешалось сидеть рядом, теперь берутся за руки (голыми руками) и не дают разъединить их, пытающимся это сделать.
Подготовка к заручинам
В доме жениха до свадьбы готовят: женщины стряпают, варят, пекут, мужчины готовятся к встрече сватов на рОзглядах. У невесты в течение этого времени (чаще – недели, иногда – месяца) собираются подружки по вечерам, и девушки шьют, прядут, вышивают, вяжут. Изделиями, которые приготовляют подневестницы и невеста, являются самотканные вожжи, занавески, подзоры, кальсоны, рубахи и кисет жениху, кисеты сватам. В это же время изготовляется и ритуальная плеть из соломы, длиной 20 - 30 см. На плеть наматываются ленточки и пестрые тряпочные лоскутки. Готовая плеть хранится у подневестниц. Тут же делают и елочку, то есть небольшую веточку обязательно отломленную от елки, и так же украшают, чтобы накануне свадьбы вставить в испеченный каравай хлеба. Длина елочки, как правило, не превышала одного метра. Связанного же с испечением каравая, ярко выраженного каравайного обряда не было. Однако, когда крестная и мать невесты пекли хлеб к дню заручин, они приговаривали:
Хлебу сыту бити,
Молодым друг дружку любити!
Но хлеб пекли уже непосредственно перед свадьбой. А елочка украшалась на вечерах перед заручинами. Жених с друзьями сюда же приносил для девушек гостинцы: орехи, пряники и т.д. Парни клали подарки на стол. В эти вечера или, иначе, в девишную неделю (на девишниках) молодые, а также жених с невестой разговаривали, пели песни. Часто исполняемой песней была свадебная традиционная лирическая песня «Белая кудрявая берёза».
Пелись и песни, связанные с вопросом разделения хозяйства: «Давай, мамулька, повечеряем мы с тобой».
В эту же неделю (месяц) невеста и ее родители едут в деревню жениха, если они живут в разных местах, или идут смотреть хозяйство родственников, если живут рядом. Разговор на розглядах ведут отцы жениха и невесты. После приветствия у ворот дома жениха отец невесты говорит:
Хочем мы посмотрети,
Што купцы могут имети.
На это отец жениха отвечает:
Наши купцы богаты,
к гостям тороваты.
Што разговоры вИти,
Сами поглядите!
Заручины
В день заручин (воскресенье) в дом жениха приходят родичи: дядья, тетки, братья, племянники и т.д. В доме присутствуют обязательно крестные жениха, старший сват. Мать благословляет жениха иконой. Обряд благословления аналогичен выше описанному. Во дворе подженишник запрягает лошадей. В кошевку стелются дерюжки, а мать жениха обходит с иконой коня, который должен его везти. Затем гости садятся в свадебный поезд: впереди едут жених и дружок (подженишник правит) с тремя колокольчиками, следом его родители с двумя колокольчиками на дуге, затем – крестные и другие гости. Во время движения свадебного поезда поется свадебная традиционная обрядовая песня:
Еду по дрова в лес -
Буду печку топити.
Самое сыщу жаркое поленце,
Будет грети, будет любити
По дороге происходит обряд «ловления зайца»: посередине дороги жители деревни ставят скамейку, на которую поставлена бутылка водки и хлеб с солью. Проезд необходимо выкупить, причем выкупается он только водкой. Загородившие дорогу, обращаются к любому, укоряя или высмеивая его. Но выкупает проезд лишь дружок. Так, могут обратиться к свахе (так называют крестную жениха):
А сваха – чупаха,
Немыта рубаха!
Поставь черепочек,
Помой вороточек!
В ответ дружок говорит:
Не бранитеся!
Пейте, люди добрые, расступитеся!
Обращаются и к самому старшему свату:
А у-в нашего дружка
Короткая ножка.
Подставьте ему дубовую колодку,
Чтоб ён выше стал,
Нам горелки дал!
Обидчикам также подносится водка, и все закусывают тем хлебом, которым встречали поезд. Если выкуп удовлетворителен, то жениха пропускают со словами:
Дай Бог вам хорошо доехать!
Дай Бог вам хорошей потехи,
Чтоб вам так жилося,
Как нам пилося!
Свадебный поезд подъезжает к воротам невесты, у которых «зайца» снова могут «поймать» и которые просто могут быть закрыты. Тут дружка может откликнуться на это словами:
Прихожу на заручены,
Сени закручены.
Покуль сени открутили –
Манечку заручили!
В доме невесты с утра собрались подневестницы и другие гости, родня. Подневестницы одевают невесту в венок, сделанный из бумаги с цветными цветами и лентами всех цветов, кофту любого цвета и юбку. Коса расплетается и расчесывается. Во время одевания невесты подневестницы поют свадебную обрядовую песню «Ой, ёлочка, ты сосёночка, ана зелена».
Затем невесту сажали в переднем углу на расшитое полотенце. С одной стороны от нее садились отец и мать, с другой – подневестницы.
Жених и сваты заходят во двор, крестная веником разметает путь перед женихом. В это время в доме подневестницы поют, сидя за первым столом. Это может быть свадебная традиционная обрядовая песня «Стукнули, грюкнули во дворе».
У самых дверей приехавших встречает будущая теща. Она надевает вывернутую наизнанку шубу, имитируя волка. К ней обращаются родственники жениха:
Ой, хитра теща, ой, хитра:
Собиралася у волки.
Хотела зятя спугати,
Не хотела дочку отдати.
Но зять не волчок – не боится,
А всё к Машеньке садится.
В дом входят в следующем порядке: впереди идёт дружок, затем – жених, крестные, родители, другие гости. Матка большой роли в обряде заручин не играла. Войдя в дом, дружка говорит:
Приехали купцы из-за границы,
Хотим товаром поживиться.
На столе, за которым сидит невеста, ее родители и подневестницы, разложен товар: кисеты, рубахи, кальсоны, сломанные иглы. Девушки в ответ на слова старшего свата поют:
Молодому-то купцу мы кисет пошили,
Молодому-то купцу мы белья пошили,
А всему товару пять рублей цена.
А мы шили да ручки ранили.
А мы шили – иголки ломали.
А за них цена – пятьдесят рублей.
Но дружок как бы не замечает предложенного. Дружок выкупает елку, заплатив за нее уже деньгами, сколько запросят. Девушки обращались к нему со словами:
Зелена ёлочка долго стоит,
Долго стоит – дорого стоит.
Дружок отвечает на это:
Богатому человеку и миллион - не цена.
Берем ёлочку, берем зелёную.
В нашем доме пусть стоит, душу веселит.
Он отдает деньги девушкам, а елку передает родне жениха. Теперь подженишник, наконец, выкупает те товары, которые лежат перед невестой.
Затем родные жениха начинают петь:
Подневестницы-птицы,
Сидят как лисицы.
К стене прилегают,
Клопов выбирают.
Настало время прогнать девок из-за стола. Для этого необходимо выкупить плеть. Она находится у подневестниц, и выкупает её дружка. Заплатив запрошенную цену, он привязывает купленную плеть на пояс и разгоняет девок со словами:
Подневестницы-птицы, держите косицы.
Прочь летите – из-за стола идите!
Но нужно еще выкупить место жениха вслед за местами для гостей, которые освободили подневестницы. За ее спиной стоит обычно младший брат и говорит: «Плати, а то косу отрежу!» - и сам в это время водит рукою с ножом около волос невесты. Сначала дружок платит ему. А затем невеста говорит:
Ах, батюшка родный,
Бери за меня, молоду,
Бери за меня дорого
Как за соляного города.
Отец отвечает:
Соляного города негде взять,
Мне тебя, доченька, не держать!
Крестный невесты берет за руки жениха и невесту и ведет их к родителям невесты. Крестная снимает икону и подает ее обоим родителям, которые вместе держат ее. Слова благословления обращены и к жениху, и к невесте одновременно. По окончании обряда молодые встают с колен, целуют икону, а затем, сначала невеста, потом – жених целуют родителей.
Затем жених и невеста садились «под Бога» (жених сидел по левую руку невесты), на полотенце. Со стороны невесты садились четыре подневестницы и родители. Со стороны жениха – дружок, подженишник и родители. За вторым столом садились крестные жениха и невесты, другие родственники. Здесь уже строгого порядка не было - садились «вперемешку». Сидя за столом гости немного выпивают и поют свадебную песню «На море уточка купалася».
После исполнения этой песни все собираются к выходу. Первыми выходят жених и невеста, затем – их родители, крестные и дружок, подженишник с подневестницами. Жених с невестой идут за руку, мать жениха обсыпает их во дворе пшеницей. Иногда подневестницы обсыпают овсом весь свадебный поезд, дорогу.
В это время в доме невесты остается лишь несколько женщин, которые наводят порядок, и человек, чаще в годах, шутник и затейник, на долю которого выпадает нести постель в дом жениха. Его здесь подпаивают. Он идет, спотыкаясь и нарочно падая. Причем, при каждом падении ему подливают еще. Так что к дому он добирается совершенно пьяным.
А женщины, оставшиеся в доме, поют:
Не жалостлива, Манечка,
Не разжалила мамочку.
Свадебный поезд подъезжает к церкви. Дружка ведет жениха и невесту за полотенце. Повенчанные молодые едут в дом жениха.
Примерно к этому времени человек, несущий постель, приходит к дому жениха.
Застолье
В доме жениха родню невесты сажают на первое место, как гостей. По другую сторону сидят подневестницы. Начинается обряд «перевода невесты в женскую форму». Свекровь и теща берут за края полушалок и закрывают им в правом куте невесту, где крестная расплетает ей косу и переплетает ей волосы в две косы. Затем она берет свадебный обруч, изготовленный из атласной ткани с плотной прокладкой и круглый по форме, и надевает его на голову молодой.
Теперь молодая считается женщиной. Ее выводит за руку крестная и спрашивает жениха: «Познаешь или не познаешь?» Молодой отвечает, что познает. За посмотр молодой все гости платят, а деньги собирает на тарелку подженишник. Невесте и жениху подносят выпить вина из одной рюмки (едят они тоже одной ложкой и вилкой). Во время гуляния крестная невесты застилает постель. Приходит время дарить молодых. Собирает подарки дружок. Он пересыпает речь остроумными замечаниями, пословицами, поговорками, прибаутками. Он выходит на середину с подносом или мешком. В этот день дарят родные жениха и другие гости. Дружок обращается к ним со словами:
Есть в этой хате
Отец, родная мати?
Чем они наших молодых
Будут даровати?
Или конем, или волом,
Или звонкой монетой,
Или золотой каретой.
Или хлебом-солью,
Счастьем-долей,
Добрым здоровьем,
Долгим веком,
Добрым человеком?!
После этого каждый что-то дарит. А дружка выкрикивает: «Отец дарит молодых звонкой монетой - 800 рублей» или иначе. Дальше дарит по очереди вся родня. После этого дружка обращается к остальным:
Кто желает наших молодых дарить?
Кто будет дарить,
Того будем вином поить,
А кто не будет дарить,
Того будем доить.
Затем в доме «сОрют». Со двора приносят солому, рассыпают ее на полу, и каждый бросает в нее деньги, собрать которые должна свекровь, не выметая сор из избы. Если для того, чтобы выбрать деньги, она выносит мусор, то про нее кричат: «Языкастая будет матушка».
Потом все садятся за столы и ждут, пока дружок не объявит, сколько подарили молодым. После чего гости закусывают, выпивают, поют свадебные песни, а дружка высмеивает каждого, представляет в лицах всё, что происходит на свадебном пиру.
Во время гулянья поются свадебные песни и любые другие, часто слабо вяжущиеся с общим настроением праздника. Поют, в основном, женщины, но есть много песен, исполняющихся и совместно.
Перед тем, как попрощаться, завершив первый день свадьбы, отец жениха вместе со своими родственниками (братьями, дядьями) запевают:
Гостики моё,
Не пьют, не идут,
Домой не идут.
Как возьму кола –
Погоню со двора.
Тогда гости во главе с дружком отвечают им. Они поют, повышая голос на каждой строфе:
Не поедем домой,
А до середы.
А в середу раненько уставши,
По початочку напрявши,
Сватья гороху наварит,
А сват дорогу покажет.
Затем гости расходятся: либо ночуют у родственников, либо остаются здесь же. Жених и невеста уходят в свою комнату.
Второй день свадьбы
Утром в комнату молодых входит сваха и проверяет постель. Если крестная и молодой объявляют, что девушка честная, то молодой ставит на стол бутылку красного вина с повязанной на горлышке красной лентой. А мать невесты должна выпить поднесенное ей вино из этой бутылки.
Рано утром молодая жена и другие женщины варят капусту. Потом приходят гости и, попробовав ее, начинают бранить молодую, ее умение. Затем котел с этой же капустой ставится на стол. Гости выпивают красного вина и закусывают капустой. Если девушка нечестная, то на нее надевают хомут. Но такое бывает редко. Чаще жених говорит, что молодая честна. Начинается похмелье. Поют:
Эх, не было ветра, не было ветра – понавеяло,
Эх, не было гостей, не было гостей – понаехало.
Эх, обломили, эй, обломили сени новые.
Эх, расплакалась млада свашечка.
Эх, ты не плачь, не плачь, эх, не плачь, млада свашечка!
Ох, маё братьё, маё братьё – на всё мастеры,
Ой, сробят сени, сени новые.
Теперь – время ехать пировать к другим сватам. Снова собирается свадебный поезд, и с песнями, веселыми частушками гости едут в дом родителей невесты.
У порога гостей встречают родители молодой. Теперь жениховой родне оказывается больше внимания. Она посажена на первое место. По хозяйству хлопочет теперь родня молодой. Крестная с подносом начинает собирать дары под веселые шутки дружка. Так, например, он выкрикивает:
Казали – в море воды много.
А как стали выпивать – нет ничего.
Казали – у молодухи родни много.
А как стали даровать – нет никого.
Где ж тая вода?
По крутым бережкам разлилася.
Где ж тая родИна?
По темным уголкам похувалася.
В ответ на это дарящий что-либо мог ответить:
Дарю хлеба кусок
Да детей куток.
Дарят теперь уже родственники невесты. Результат также объявляется гостям. После чего гулянье продолжается. Дружка смешит и подзадоривает гостей:
Жрут, гости, жрут,
Как метёлочкой метут.
На столе – ни крошечки,
Под столом – все ложечки.
Часто случалось так, что у молодой не было родителей. Поэтому часты на свадьбе песни сиротского цикла, одной из которых является:
Широкая дороженька до нёба.
Ой, там ходила Машенька до Бога.
Как подошла под вышнея под оконце,
Завидела свайво папочку как солнце,
Как стала йна господа Бога просити:
- Пусти, пусти, майво папочку на вечер!
- Ой, не могу, моё дитятко, пустити.
Будут у меня пап(ы)ки, мам(ы)ки просити,
Будут ко мне сироты, сироты ходити.
Второй день свадьбы кончается веселой песней, ставящей основной вопрос разгулявшейся свадьбы: «За что будем завтра пить?» («Пропил чумак и коня»).
Третий день свадьбы
А на следующий день начинается обряд «ведения банкетов». Банкеты водят с раннего утра, т.е. придя опохмелиться в дом родителей молодой, гости отправляются во все дома деревни, пируя в каждом из них. Дом молодой покидается с песней:
Казали, туточка свадьба была -
Остался тута смык да дуда.
В каждом доме гостей радушно встречают родственники молодых или просто участники свадебного пира. Входящим говорят: «Добро пожаловать, люди добрые! Что Бог послал, с нами отведайте». Уходя гости отвечают: «Спасибо этому дому. Пойдем к другому. Нам дай Бог везде быти, другое вино пити».
Обряд «сажания ёлки»
Под окном молодой растет ёлочка, ее садят, когда молодая еще девочка. Когда же основной свадебный пир закончен, то начинается этот обряд. Молодой, его отец и крестный выкапывают наряженную, празднично украшенную накануне свадьбы елочку, что сопровождается веселыми песнями, шутками, проделками дружка. Зимой копщиков обсыпают с крыши снегом. Выкопанную елочку несут молодой, следом за ним сваха заметает метлой «ёлкин путь». Елочку привозят к дому молодых и садят в их саду. Причем это сажание производят уже сами молодые: жена придерживает ствол, а муж окапывает. Посаженную елочку приливают вином и дают гостям выпить по рюмке из этой бутылки. На этом обряд заканчивается. Но гости могут еще долго не расходиться.
М.Н.Мельников
Репертуар
Попьем, сестра, погуляем - лирическая необрядовая песня, исполнялась девушками на посиделках
Чернобровый парень бравый - на посиделках пели парни
Белая кудрявая берёза - пелась на девичнике и когда приезжает жених за невестой
Давай, мамулька, повечеряем мы с тобой – на девичнике
Еду по дрова в лес – пели, когда жених едет на заручины
Ой, ёлочка, ты сосёночка, ана зелена – сборы невесты
Стукнули, грюкнули во дворе – жених приехал
На море уточка купалася
Не жалостлива, Катечка
Что-то в лесе зашумело – приуроченная к свадьбе, поют, когда едут в церковь
Мати моя, мати моя старенькая – приуроченная, поют на пиру мужчины
Эй, сватушки, плакать-горевать – приуроченная
Гостики моё – поют на завершение первого дня
Где же ваша господыня? – поют на второй день
Эх, не было ветра, не было ветра – понавеяло
До дому, сваты, до дому
В той деревне [о]дна удоушка была – приуроченная, поют на второй день, в доме невесты
Ах ты, сад, ты мой сад – приуроченная, поют на второй день
Злодею, злодею, что ж ты учинил? – отцу невесты
Пил бы я мед да вино - приуроченная
А сваха – чупаха - корилка свахе
Ой, хитра теща, ой, хитра - поют теще
Молодому-то купцу мы кисет пошили - старшему свату на выкупе
Подневестницы-птицы сидят как лисицы
Носители
Бондарев Иван Кондратьевич, 1918 г.р.
Бондарева Анна Архиповна, 1919 г.р.
Терещенко Аспена Тихоновна
Придоненко Мавра Тихоновна
Собиратели
М.Н.Мельников, Т.В.Хоруженко - экспедиция 1986 года
М.Н.Мельников, Т.В.Маслова, Е.Н.Межерецкая, Л.Э.Штопель - экспедиция 1987 г.
Публикации
1. М.Н.Мельников. Васюганье: путь в никуда? - Новосибирск, Новосибирское книжное издательство, 1989.
2. Фольклор белорусов Сибири и Дальнего Востока. Часть 1: Семейно-обрядовые песни и причитания/ Сост. Н.В.Леонова (отв. сост.), Т.Г.Леонова, Л.М.Свиридова, Т.Б.Варфоломеева, К.П.Кабашников, А.С.Федосич. Отв.ред. В.М.Гацак. - Новосибирск, Наука, 2011. - 548 с., ил., ноты + компакт-диск. - (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока; т. 31).
Фото
Иван Кондратьевич Бондарев с внуком
Аудио
01 - Широкая дороженька до нёба
02 - Гостики мои
03 - Жрут гости, жрут
04 - Не поедем домой
05 - Не жалостлива Катечка (поет А.А.Бондарева)
06 - Свату ты наш, свату
07 - А в нашего дружка (поет А.А.Бондарева)
08 - А сваха - чупаха
Организации, имеющие отношение к ОНН
Наименование: Новосибирский областной центр русского фольклора и этнографии
Тип ответственности: хранитель