Объект 44: Календарные и сезонно-приуроченные песни, записанные от Е. Д. Прозвицкой

Краткое описание
Место бытования ОНН: Новосибирский район, пригород Новосибирска
Организация: Новосибирский областной центр русского фольклора и этнографии
Номер: 44
Описание
Описание календарных и связанных с ними закрепленностью за сезонами песен из репертуара Ефросиньи Денисовны Прозвицкой подготовлено на основе нескольких источников. Во-первых, это копии аудиоматериалов, записанных М.Н. Мельниковым и В.Г. Захарченко при участии внучки песенницы в первой половине 1970-х годов. Оригиналы записей хранятся в Фонд-архиве Новосибирского областного центра русского фольклора и этнографии, сопроводительные материалы к пленкам отсутствуют, сведения о записи собирались по крупицам, о чем подробнее сказано в предисловии к сборнику «Свадебный обряд и песни в записи от Ефросиньи Денисовны Прозвицкой» (Новосибирск, 2013). Для фольклориста, теоретика или практика, аудиозаписи – это основной источник, который позволяет достоверно анализировать песню как комплексную словесно-музыкальную и исполнительскую структуру.
Во-вторых, в круг источников включены первопубликации календарных и сезонно-приуроченных песен Е. Д. Прозвицкой (главным образом, в виде словесных текстов) из нескольких авторитетных сибирских сборников (см. в Списке публикаций: КОПС; РКОФС; ХИПС). Эти ранее подготовленные издания не только позволили в некоторой степени документировать аудиоматериалы, но и существенно (на 34 образца) увеличили количество взятых на учет песен, аудиозаписи которых на дисках отсутствуют.
В-третьих, в качестве источников привлечены публикации календарных и связанных с ними в процессе бытования песен материнского региона, то есть записанных в Смоленской области (это два тома из серии «Смоленский музыкально-этнографический сборник», подготовленные специалистами Российской академии музыки и вышедшие в свет в 2003 и 2006 годах), а также песни компактной группы смоленских переселенцев, проживающих в Можайском и Загорском районах Московской области, материалы опубликованы в 1988 году в сборнике С.И. Пушкиной «Русские народные песни Московской области». Данные издания помогли составить необходимое представление об особенностях календарно-песенной культуры смоленского региона и, следовательно, дали возможность оценить сибирский материал в контексте исходной региональной традиции.
Смоленские фольклорно-этнографические традиции с точки зрения организации жанровой системы относятся к календарно-ориентированным или календарно-центрированным. Календарные песни не только составляют количественно значимую группу в песенной культуре, но, что более важно, они втягивают в сферу своего влияния другие жанровые образования, что проявляется и в особенностях бытования (в их сезонной приуроченности), и в стилевом облике. Учитывая это обстоятельство, календарные музыкально-фольклорные комплексы в репертуаре Е. Д. Прозвицкой можно представить следующим образом.
Фольклорный компонент святочного периода содержит игровую колядку «Гов-гов-гов, коза» (см. РКОФС, № 3]) и подблюдные песни (КОПС, № 189, 194, 201, 218, 224–226, 233, 245]), аудиозаписи данных образцов отсутствуют. Кроме того, в этот период исполняются многочисленные игровые песни. Сама песенница, рассказывая о святках, прежде всего уделяет внимание святочным играм и песням (НОЦРФиЭ, аудиофонд, Прозвицкая, СД-1, № 07, 39, 52); в качестве святочных она определила такие песни, как «Царевна, дочь-королевна» (выделенные жирным шрифтом образцы помещены в аудиоприложение), «Как с под-лесику, лесу темного», «При долинушке калинушка стоит», «За речкою диво, варил чарнец пиво», «Со цветком я хожу», «А мы просо сеяли», «Сеял мужик пашеницу», «В короводе были мы», «Летели две птички», «Коло садику торна стеженька ляжит». Этот список, вероятно можно дополнить опубликованными образцами хороводно-игровых песен Е. Д. Прозвицкой [ХИПС, № 20, 53, 68, 70 и др.]. На вопрос собирателей о том, как исполнялась та или иная песня, песенница отвечала предельно кратко: «Ну что там, выйдем кругом и ходим да поём» (о песне «За речкою диво»), «Все кругóм ходят, за руки взявши, а два парня ходят тоже (в кругу?), … а девушка с имя ходит, одна какая-нибудь» (о песне «Как с-под лесику»), «Сперва парень, а потом девка ходят в караване (то есть в хороводе) по кругу… Парень ходит и девке кладёт цвяток» (о песне «Со цветком я хожу») или «Это на две шаренги, еты подходят, когда поют…, а те, когда поют, к етым подходют» (о песне «А мы просу сеяли»).
Фольклорный репертуар масленицы представлен четырьмя печальными по содержанию приуроченными к данному календарному периоду песнями: «На проходе все весело на наших деньках» (более точный зачин «На проходе все веселые наши деньки»), «Что ж ты, Ваня, разудалый молодец», «За туманом сонушка ня видно», «Ходив-гуляв добрый молодец по крутой горе», масленичными их определила сама исполнительница, словесные тексты песен опубликованы (КОПС, № 300, 303, 309, 310). Подобная сезонная приуроченность этих сюжетов подтверждается публикациями смоленских песен европейской части России (Пушкина, № 37; СМЭС-2005, № 264–266; 565, 568, 569, 586 и др.).
Веснянка «Кукареку, петя, кукареку» опубликована как игровая (ХИПС, № 6). Принадлежность песни к весеннему периоду и данному жанру также подтверждена большим числом образцов из изданий календарного фольклора Смоленской области. Веснянка, записанная от Е. Д. Прозвицкой воспроизводит основные музыкально-поэтические признаки смоленского типа; наиболее близкий из опубликованных к сибирскому образцу вариант записан в Починковском районе Смоленской области (СМЭС-2003, с. 32 и № 189). Других весенних песен (а заклички представляют один из самых значимых календарно-музыкальных жанров на Смоленщине) в репертуаре Е. Д. Прозвицкой нет. Как нет и волочебных песен.
Семицко-троицкий комплекс представляют две майские песни: «Мы пойдем, девóчки» (КОПС, № 388) и «Как за лесом, лесом», а также духовская «Разгулявся серый конь». В одном из редких разговорных фрагментов аудиозаписи, следующем после исполнения майской песни «Мы пойдем, дявочки, завивать вяночки», исполнительница рассказывает о завивании венков на березке и о проведении особого обряда кумления при участии специального персонажа, называемого просто бабушкой или бабушкой-пупорезницей, и с помощью длинного ритуального венка из берёзовых веток в форме дуги, который она трижды перебрасывала через каждую пару кумящихся девушек или молодых женщин, а они переступали через венок и обменивались платками или фартуками. Через неделю проводился обряд развивания венков и раскумления с возвращением платков (НОЦРФиЭ, аудиофонд, Прозвицкая, СД-1, № 47). Песен или речевых формул, сопровождавших это действие, исполнительница не смогла вспомнить. Подобные ритуалы известны по материалам центральной зоны Смоленщины (СМЭС-2003, т. 1, с. 323–324).
Майские песни Прозвицкой, поющиеся на один напев, восходят к основному ритмическому типу духовских песен метрополии с наиболее распространенным рефреном «маю, маю, маю зеленой» (СМЭМ-2003, с. 362). Сюжетные звенья песни «Разгулявся серый конь», семисложные стиховые структуры и варианты образованных на их основе ритмических формул присутствуют в большом числе смоленских образцов, определяемых в качестве весенних или егорьевских песен, однако полностью идентичных структур по мелодической организации среди них обнаружить не удалось.
Две песни репертуара Е. Д. Прозвицкой связаны с купальским обрядовым комплексом: «А в поли покос порос» и «Перед Петром, пятым днем» [РКОФС, № 329 и 335], обе песни опубликованы с нотациями В. Г. Захарченко, в аудио-коллекции их нет. Обе песни не обнаруживают явных музыкальных связей с обрядовым комплексом Смоленщины. Похоже, их напевы относятся к мелодиям достаточно узкого ареала распространения и некоторые аналогии к ним находятся среди купальских песен, в одном случае, белорусского Полесья («А в поли покос порос»), в другом случае, белорусского Поозерья («Перед Петром, пятым днем») (РКОФС, с. 504–505).
Музыкально-этнографические материалы по исходным традициям смоленского бытования показывают приуроченность к летнему периоду особой группы лирических песен, поющихся после Троицы. Среди «летних» песен опубликованы близкие варианты к таким лирическим образцам сибирской песенницы, как «Горе моё, горе, горюшко большое», «За туманом солнушка не видно» (у Прозвицкой она масленичная), «Зародилась сильна-буйна ягода в бору», «Между саду, между рощей зеленой», «Ты заря, моя заряночка» (ХИПС, № 279), «Уж ты поле, моё поле», «Я давным-давно у матушки была» [8].
По музыкальным характеристикам «сюжетные» варианты лирических песен сибирской исполнительницы очень хорошо вписываются в круг приуроченных летних песен раннего традиционного пласта, бытующих в Смоленской области. К значительному числу приуроченных лирических песен Прозвицкой имеются близкие варианты, записанные, главным образом, в центральных районах Смоленской области – Глинковском, Краснинском, Починковском, Монастырщенском, а также в более северных – Велижевском и Ярцевском (СМЭС-2005, № 156, 211, 492, 537, 571 и др.). Выбивается из этого ряда по мелодическим характеристикам (прежде всего, из-за большого диапазона песенной мелодии) только одна песня – «Ой да зародилась сильна-буйна ягода в бору», представленная единичным вариантом в смоленском сборнике (СМЭС-2005, № 41).
Жнивных и осенних песен в репертуаре Е.Д. Прозвицкой не оказалось.
Таким образом, песенный репертуар календарного цикла исполнительницы включает не очень значительное число собственно обрядовых песен зимнего, весеннего и летнего периодов, а также игровые песни, приуроченные, главным образом к святочному комплексу и лирические песни летнего сезона. Такой состав песенной части достаточно верно воспроизводит особенности устройства материнской традиции, а также и смоленского репертуара, бытующего в Московской области.
В распоряжении автора описания имеются явно не все материалы, записанные от Е. Д. Прозвицкой, обнаружение новых аудиозаписей или рукописных материалов, вероятно, позволит подтвердить или уточнить складывающуюся картину, заполнить имеющиеся лакуны (к примеру, связанные с полным отсутствием волочебных и жнивных песен).
Репертуар
(Названия всех песен приведены в тексте описания)
Носители традиций
Ефросинья Денисовна Прозвицкая, даты жизни неизвестны.
Собиратели
М.Н.Мельников
Л.М.Прозвицкая
В.Г.Захарченко
Исследователи
Публикации
1. КОПС - Календарно-обрядовая поэзия сибиряков / сост. Ф. Ф. Болонев, М. Н. Мельников. – Новосибирск: Наука, 1981. 352 с.
2. Леонова Н. В., Мицкая А.А. Смоленские песни сибирского бытования, записанные от Е. Д. Прозвицкой // Народная культура Сибири: Материалы XVII научного семинара-симпозиума Сибирского РВЦ по фольклору. – Омск: Изд-во «Амфора», 2008. С. 16–21.
3. РКОФС - Русский календарно-обрядовый фольклор Сибири и Дальнего Востока: Песни. Заговоры / издание подготовили Ф. Ф. Болонев, М. Н. Мельников, Н. В. Леонова. – Новосибирск: Наука, 1997. 605 с.
4. ХИПС - Хороводные и игровые песни Сибири / сост. Ф. Ф. Болонев, М. Н. Мельников. – Новосибирск: Наука, 1985. 246 с.
Формы фиксации
Аудио 1. Царевна, дочь королевна. Сезонно-приуроченная. Святочная.
Аудио 2. Как с-под лесику. Сезонно-приуроченная. Святочная.
Аудио 3. А мы просу сеяли. Сезонно-приуроченная. Святочная.
Аудио 4. Сеял мужик пашеницу. Сезонно-приуроченная. Святочная.
Аудио 5. Что ж ты, Ваня. Масленичная.
Аудио 6. За туманом сонушка ня видно. Масленичная.
Аудио 7. Ходив-гуляв добрый молодец. Масленичная.
Аудио 8. Кукареку, петя, кукареку. Веснянка.
Аудио 9. Мы пойдем, дявочки. Майская (семицко-троицкий комплекс).
Аудио 10. Как за лесом, лесом. Майская (семицко-троицкий комплекс).
Аудио 11. Разгулявся серый конь. Духовская.
Аудио 12. Между саду, между рощи зеленой. Сезонно-приуроченная. Летняя.
Аудио 13. Ты заря, моя заряночка. Сезонно-приуроченная. Летняя.
Аудио 14. Уж ты, поле, мое поле. Сезонно-приуроченная. Летняя.
Н. В. Леонова